Cочинение «История двух писем и двух свиданий в романе "Евгений Онегин". Сочинение по А. С. Пушкину на тему "Сравнение писем Онегина и Татьяны" Сочинение: сравнение писем Онегина и Татьяны

И литературы.

Место урока:

четвёртый урок при изучении романа «Евгений Онегин», 2 четверть.

Цели урока:

Образовательные:

У Татьяны:

Теперь, я знаю, в вашей воле

Меня презреньем наказать.

У Онегина:

Какое горькое презренье

Ваш гордый взгляд изобразит!

2. Как Татьяна и Евгений говорят о своей любви?

Оба говорят о том, что скрывать любовь и страсть мучительно.

– Чтоб только слышать ваши речи…

– Нет, поминутно видеть вас…

3. Какое чувство сопровождает героев в их размышлениях?

И Татьяна, и Онегин подводят итог всему написанному. Общее выражение "Но так и быть" не случайно в обоих письмах. На зеркальность писем переносится зеркальность чувств. Онегин в той же степени, что и Татьяна, любит.

Оба письма одинаково пылки, о чём свидетельствует обилие соответствующих знаков препинания:

Заполните, пожалуйста, таблицу «Знаки препинания в письмах Татьяны и Онегина»

РАБОТА С ТАБЛИЦЕЙ. Результаты.

в письме Татьяны Онегина

восклицательных знаков

вопросительных

многоточий

Какой можно сделать вывод?

Получается, что Онегин более сдержан, но если учесть, что это письмо мужчины, да ещё такого прагматика, то следует представить себе степень его эмоциональности.

Следует обратить внимание на интонацию в письмах. 11 слайд.

Письмо Татьяны развивается интонационно последовательно. Начинается с умеренно-приподнятой экспозиции, которая продолжается в повествовательном тоне ("Но говорят…"). Затем интонация поднимается и достигает кульминации ("Другой!.."). К заключению интонация постепенно опускается до слов "Увы, заслуженным укором…" и оканчивается достаточно уверенным постскриптумом. Графически это могло бы выглядеть так:


Письмо Онегина начинается с восклицания. Буря чувств, томившихся в душе, прорывается едкостью и сарказмом: "Предвижу всё…". Внезапно эта интонация сменяется повествованием, задумчивостью: "Случайно вас…". Затем, томление: "Нет, поминутно…", нарастание страсти: "Вот блаженство!"; снова мука: "И я лишён того", подъём до кульминации: "И зарыдав у ваших ног": и нисходящая интонация концовки: "И предаюсь моей судьбе".

IV. Обобщение и систематизация результатов исследования

Посредством писем – сакральных текстов – раскрывается родство душ двух исключительных героев. Каждое из писем ярко индивидуально, и вместе с тем письма во многом перекликаются: 13 слайд.

В словесно-стиховом плане – общие фразы.

В смысловом плане – общее настроение.

В интонационном плане – широкий спектр интонаций.

В культурном плане – принадлежность к образованному кругу.

В этическом плане – как вызов морали и образец морали одновременно.

В эстетическом плане – как высокохудожественный шедевр.

Учитель:

Изящный пушкинский сюжет основывается на двух противоположных точках: два письма, написанные с шестилетним интервалом. Композиционно они разделены пятью главами с 3 по 8. Письма – не только неотъемлемый элемент фабулы романа, они её стержень. Существование писем вне романа возможно, романа без писем – никогда. Мы бы не узнали, какова Татьяна, не услышав её сокровенных строк, говорящих более красноречиво, нежели комментарии рассказчика. Без письма Онегина мы бы представили образ героя, но остались бы скрытыми метаморфозы его души, динамика развития образа и развязка. Кстати, за рамками романа остались ещё три письма Онегина: "…Он вновь посланье:// Второму, третьему письму// Ответа нет", но они, так же как оригинал письма Татьяны, предоставлены воображению и интуиции читателя и составляют одну из многих загадок романа. Ещё два ненаписанных письма – это устные ответы Евгения на письмо Татьяны и Татьяны на письмо Евгения. Оба обладают эпистолярными признаками: монолог по форме, продуманный заранее на заданную тему как продолжение переписки. Среди всех перечисленных писем два первых наиболее содержательны и значимы.

Таким образом, Онегин – человек, интеллектуально возвышающийся над толпой. Им владеет стремление к счастью и свободе, но свободу эту он понимает как «свободу для себя». Конфликт героя романа с окружающей действительностью основан лишь на том, что эта действительность причиняет страдания ему лично, препятствует именно его счастью. Евгений страдает, потому что его жизнь сложилась не так, как он этого хотел, но он не может понять, что счастье заключается в умении быть среди близких людей: преданного друга, любящей женщины.

Чужой для всех, ничем не связан,

Я думал: вольность и покой

Замена счастью. Боже мой!

Как я ошибся, как наказан! –

восклицает герой, ощутивший муки настоящей любви. Но прозрение наступила слишком поздно:

убит Ленский, «другому отдана» Татьяна…

Финал романа открыт. Онегин сознательно изображается Пушкиным как герой, всегда стоящий на распутье. Автор не хочет закончить повествование традиционными свадьбой или смертью героя, а потому многие поколения исследователей пытаются угадать, что ждало Онегина в будущем. Версии были самые разные: одни отправляли Евгения на Сенатскую площадь, другие рассуждали о возможности возникновения любовного треугольника. Трудно сказать, кто был прав, потому что неясно, способны ли к нравственному возрождению люди, почитавшие «всех нулями, а единицами себя».

Русский человек читает Пушкина сердцем, становясь мистически сопричастным духовному опыту огромной культуры эпох и поколений.

V. Рефлексия.

По итогам нашего урока я предлагаю вам написать небольшую по объёму рецензию на урок. И поставить себе оценку за работу на уроке.

VI. Итоги

Оценка ответов.

Замечания учащихся учителю, себе.

VII. Установка на домашнее задание.

Выучить письмо Татьяны(девочки), Онегина(мальчики).

Список использованной литературы.

















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  • образовательные:
проведение сопоставительного анализ писем Татьяны и Евгения; выявление индивидуальной стороны писем Татьяны и Онегина; доказать на примере писем родство душ и исключительность двух героев;
  • развивающие:
  • развивать навыки анализа лирического произведения, делать обобщающие выводы;
  • воспитательные:
  • развивать навык владения культурными нормами и традициями русской речи; развивать логичность, осмысленность, склонность к исследовательской деятельности; воспитывать читательскую культуру школьников.

    Оборудование: компьютер, мудьтимедийный проектор.

    Ход урока

    1. Организационный момент

    2. Сообщение темы урока

    3. Сопоставительный анализ писем

    Сегодня мы попытаемся сопоставить два письма из романа А.С.Пушкина “Евгений Онегин”. Это письмо Татьяны к Онегину и письмо Онегина к Татьяне.

    Рубеж XVIII-XIX веков называют эпистолярной эпохой. Любовная переписка русских дворян нашла отражение в шедевральном произведении А.С.Пушкина – романе “Евгений Онегин”.

    Специфика знаменитого пушкинского произведения, метко названного В.Г.Белинским “энциклопедией русской жизни”, заключается в особой манере рифмовки, названной впоследствии “онегинской строфой”.

    Однако письма главных героев, адресованные друг другу, выбиваются из общей строфической картины. Возможно, это сделано с целью создания эффекта включенности в произведение “чужого” текста.

    Письма Татьяны и Онегина существуют как текст в тексте, перед каждым посланием есть заголовок.

    Наверное, только в письме человек может полностью излить душу… И герои Пушкина не являются исключением. Письма раскрывают внутренний мир персонажей, передают их чувства и переживания. В этом и заключается основная функция писем. Ведь вряд ли читатель смог бы представить нежный, женственный и романтичный образ Татьяны без ее искренней и проникновенной исповеди. Также именно в своем письме Онегин предстает обновленным, изменившимся человеком.

    Письма Татьяны и Онегина создают симметрию в композиции романа, являясь своеобразным отражением друг друга. Признание Татьяны и запоздалый ответ на него Онегина разделяют шесть лет и 5 глав (с 3 по 8).

    Если попытаться сопоставить письма Татьяны и Онегина, то можно выявить определенные сходства в них. Оба героя изначально бросают вызов моральным нормам, ведь Татьяна в своем письме первой признается мужчине в чувствах, а Онегин пишет о своей любви замужней женщине.

    Некая заведомая обреченность на неудачу давлеет над героями в их письмах. Они готовы к презрению со стороны адресата, однако каждый из них совершает этот шаг – жажда выговориться, признаться неодолима.

    Татьяна юна и неопытна, но как мог Онегин ожидать презрения во взгляде некогда любившей его женщины?

    Татьяна рассуждает о возможном будущем, не будь в ее жизни Онегина. А Онегин, возвращаясь мысленно в прошлое, даже не пытается раскаяться в убийстве Ленского. Он причисляет покойного поэта к причинам, помешавшим счастью героев.

    Выражая желание видеть объект своего обожания, Татьяна робко надеется хотя бы на редкие встречи. Онегин же дерзко хочет быть уверен в ежедневности встреч.

    И герой, и героиня ожидают укоризны в ответ на свои душевные излияния.

    Последние строки обоих писем звучат в унисон друг другу. И Татьяна, и Онегин, завершив свои душевные излияния, вверяют судьбу объекту своих признаний.

    Оба письма одинаково пылки, о чём свидетельствует обилие соответствующих знаков препинания.

    Получается, что Онегин более сдержан, но если учесть, что это письмо мужчины, да ещё такого прагматика, то следует представить себе степень его экзальтации. Однако он на протяжении всего письма обращается к Татьяне на “Вы”, в то время как героиня, забываясь, импульсивно переходит на “ты” в объяснении с малознакомым человеком.

    Следует обратить внимание на интонацию в письмах.

    Письмо Татьяны развивается интонационно последовательно. Начинается с умеренно-приподнятой экспозиции, которая продолжается в повествовательном тоне. Затем интонация поднимается и достигает кульминации. К заключению интонация постепенно опускается и оканчивается достаточно уверенным постскриптумом.

    Письмо Онегина начинается с восклицания. Буря чувств, томившихся в душе, прорывается едкостью и сарказмом. Внезапно эта интонация сменяется повествованием, задумчивостью. Затем - томление, нарастание страсти; снова мука, подъём до кульминации и нисходящая интонация концовки.

    Изящный пушкинский сюжет основывается на двух противоположных точках: два письма, написанные с шестилетним интервалом. Письма - не только неотъемлемый элемент фабулы романа, они её стержень. Существование писем вне романа возможно, романа без писем - никогда. Мы бы не узнали, какова Татьяна, не услышав её сокровенных строк, говорящих более красноречиво, нежели комментарии рассказчика. Без письма Онегина мы бы представили образ героя, но остались бы скрытыми метаморфозы его души, динамика развития образа и развязка.

    Кстати, за рамками романа остались ещё три письма Онегина, но они, так же как оригинал письма Татьяны, написанный на французском языке, предоставлены воображению и интуиции читателя и составляют одну из многих загадок романа. Ещё два ненаписанных письма Онегина - это устные ответы Евгения на письмо Татьяны и Татьяны на письмо Евгения. Оба обладают эпистолярными признаками: монолог по форме, продуманный заранее на заданную тему как продолжение переписки. Среди всех перечисленных писем два первых наиболее содержательны и значимы.

    Как писал философ и публицист прошлого века Николай Николаевич Страхов: “До сих пор всякий, желающий говорить о Пушкине, должен, нам кажется, начать с извинения перед читателями, что он берётся в том или другом отношении измерять эту неисчерпаемую глубину”. С этим высказыванием сложно не согласиться.

    Пушкин и его произведения самодостаточны и самоценны, они не нуждаются в комментариях и интерпретировании и неподвластны им. Русский человек читает Пушкина сердцем, становясь мистически сопричастным духовному опыту огромной культуры эпох и поколений.

    4. Подведение итогов урока, выставление оценок

    5. Домашнее задание

    «Несмотря на то, что роман носит на себе имя сво-его героя,— в романе не один, а два героя: Онегин и Татьяна »,— справедливо писал в одной и своих ста-тей о «Евгении Онегине» В. Г. Белинский . Именно чувства Татьяны и Евгения стали сюжетным ядром произведения, именно их характеры стали объектом пристального авторского внимания. Раскрыть как можно глубже внутренний мир «милой» Татьяны и «доброго приятеля» Онегина — было одной из важ-нейших задач поэта.

    Огромное значение в этом плане имеют письма ге-роев друг к другу. Письмо, в особенности таящее в себе любовное признание,— это опрокинутая чаша мыслей и чувств. Подлинная искренность и откровен-ность такого послания являются залогом того, что душа автора письма будет действительно обнажена.

    Кроме того, настоящая сущность человека проявляет себя именно в критические моменты жизни, а любов-ное признание — одно из тяжких испытаний.

    Итак, Татьяна решается писать Онегину. Ее пись-мо, как отмечал В. Г. Белинский, «высочайший обра-зец откровения женского сердца». И с ним нельзя не согласиться. Критик полагал, что «сочетание просто-ты с истиною составляет высшую красоту и чувства, и дела, и выражения....», потому что в послании Татья-ны, действительно, рядом с предельной откровенно-стью соседствует простота.

    Я к вам пишу — чего же боле? Что я могу еще сказать? Уже в самом начале письма звучит глубокая вера Татьяны в порядочность ее избранника и доверие к нему. Боясь быть наказанной презрением, Татьяна все же изливает откровения «души неопытной». Она уверена, что пишет именно тому человеку, который послан ей Богом, а потому она будет верна ему до кон-ца. Сколько страсти в ее словах, сколько подлинного умения любить! Не признаться Онегину Татьяна не может: ее душа пылает чувством, которое она давно ждала и о котором мечтала. Кокетничать и пытаться заслужить внимание иным способом не в ее характе-ре. Такое поведение — доказательство исключитель-ности героини.

    Онегин отвечает на откровения Татьяны холодным и отрезвляющим разговором, но наступает момент, когда и этот знаток «науки страсти нежной» берется за перо. Что же толкает его на это? Новое свидание с когда-то отвергнутой им женщиной. Самая первая ре-акция Онегина на появление Татьяны — смятение, сомнение, шок:

    Ужели,— думает Евгений,— Ужель она? Но точно... Нет... Как! из глуши степных селений...

    Он ожидает того же и от Татьяны. Робкая, молча-ливая, некогда пораженная стрелой Амура , она не-пременно должна была испытать замешательство, ра-дость, стыд.... Что угодно! Онегин надеялся поразить ее своим появлением. И героиня, конечно, «удивлена, поражена», но внешне... абсолютно спокойна. А ведь скольких душевных сил стоило ей, страстной и по-прежнему любящей, это самообладание. Она «дру-гому отдана » и будет «век ему верна». Ни тени посто-роннего чувства не может появиться на ее лице.

    Независимость Татьяны, ее неприступность, сдер-жанность, положение в свете задели Онегина, взвол-новали его. Она уже не деревенская девочка, а «равно-душная княгиня», «неприступная богиня роскош-ной, царственной Невы». Сраженный, Евгений садится за письмо.

    «Письмо Онегина к Татьяне горит страстью; в нем уже нет иронии, нет светской умеренности, светской маски», — отмечал Белинский. Но уже первые строки этого письма отличают его от послания Татьяны:

    Какое горькое презренье Ваш гордый взгляд изобразит! Какому злобному веселью Быть может, повод подаю!

    Онегин, в отличие от Татьяны, не доверяет адреса-ту письма, он воображает себе ее злорадство, счастье от осознания отомщения, высокомерие. Но ведь этих качеств в Татьяне никогда не было и появиться уже не могло.

    Любви Татьяны Евгений так и не понял, да и ее саму тоже вряд ли «раскусил». А тот огонь подлинно-го чувства, который терзает ее сердце и заставил неко-гда сделать первый шаг, Евгений называет всего лишь «искрой нежности».

    Теперь у него изменилось отношение к пониманию счастья, теперь он осознает, что «вольность и покой» не могут заменить любовь и счастливую семейную жизнь. Но это не утешает героиню, потому что Онегин и не задумывается о том, что Татьяна осталась преж-ней: положение в свете нисколько не переменило ее. Замечательно сказал об этом Ф. М. Достоевский: «...это та же Таня, та же прежняя деревенская Таня!» Но именно прежнюю-то Онегин и не понял, он не смог ее полюбить, не оценил, пренебрег ею. И, явись она ему в прежнем образе, он пренебрег бы Лариной и сей-час.

    «А счастье было так возможно, Так близко! » — с грустью замечает Татьяна. Онегин так и не понял, что такие натуры, как она, любят один раз в жизни. По-следние слова героини, адресованные Евгению, явля-ются свидетельством высокого душевного благородст-ва, нравственной чистоты, верности долгу, целомуд-рия.

    Два письма... Оба о любви, и оба совершенно раз-ные. Они дают ясное представление читателю о герое и героине, помогают увидеть, понять, почувствовать их характеры, прожить вместе с ними маленькую час-тичку их духовной биографии.


    Сочинение

    Два письма – два признания (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)

    Вступление – ставим основной вопрос

    I Что их объединяет

    1 Боязнь осуждения обществом

    2 Предположение вероятного отказа

    3 Одиночество

    4 Незнание объекта любви

    5 Отказ от личного счастья

    II Чем они отличаются: Т. – мечтательница, О. – эгоист (ответ на осн.

    Заключение – о современности

    В романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» читатель встречает два письма, два пылких, отчаянных признания в любви. Однако именно письмо Татьяны Лариной продолжает восхищать миллионы людей на протяжении столетий. Быть может, послание Евгения Онегина незаслуженно «уходит на второй план»? Попытаемся в этом разобраться.

    Казалось бы, эти письма столь многое объединяет. Оба автора переживают от мысли об осуждении обществом и боятся, что их чувства почти наверняка будут отвергнуты. Не принято, чтобы девушка первая открыто признавалась в любви. Тайная связь замужней дамы также будет подвергнута всеобщему порицанию, станет предметом для сплетен. Тем не менее, чувства, испытываемые героями, настолько сильны, что молчать о них они просто не в силах. В первых же строках Татьяна склоняет голову от стыда:

    Теперь, я знаю, в вашей воле

    Меня презреньем наказать.

    Такую же реакцию на своё признание ожидает Евгений Онегин:

    Какое горькое презренье

    Ваш гордый взгляд изобразит!

    Оба главных героя страдают от одиночества, наедине с собой в окружении множества людей. Татьяна резко отличается от своей жизнерадостной сестры:

    Вообрази: я здесь одна,

    Никто меня не понимает…

    Пресыщенный высшим светом, повидавший мир во время путешествий, Евгений Онегин ни к чему и ни к кому не испытывает привязанности, ощущает себя «чужим для всех». Впрочем, такие умонастроения могли быть навеяны модной литературой, ведь портрет лорда Байрона в кабинете «москвича в Гарольдовом плаще» висел не случайно.

    И Онегин, и Татьяна искренне заблуждаются относительно того, что на самом деле представляет из себя объект их любви, какими качествами он обладает. Татьяна, воспитанная на романтических романах, живёт ожиданием единственного на всю жизнь ангела-хранителя:

    Ты в сновиденьях мне являлся,

    Незримый, ты мне был уж мил,

    Твой чудный взгляд меня томил,

    Давно... нет, это был не сон!

    Ты чуть вошел, я вмиг узнала,

    Вся обомлела, запылала

    И в мыслях молвила: вот он!

    Онегину же именно богатый жизненный опыт не позволяет оценить и принять счастье, дарованное судьбой. Как мог он даже предположить, что его признание Татьяне может стать поводом для «злобного веселья»! Первую любовь, всецело завладевшую Татьяной, он характеризует как «искру нежности». Для него завести очередной роман – лишь «милая привычка». Обидно, что из-за холодного, эгоистичного человека Татьяна вынесла столько горя и обрекла себя на брак без любви.

    Оба героя наивно полагали, что найдут счастье в чём-то другом: Татьяна – в привычных ежедневных занятиях (как её мама), Онегин – в вольности и покое. Однако их ожидания не оправдались. В конце романа Татьяна плачет, потому что по-прежнему любит Онегина, но твёрдо решила остаться верной мужу.

    Казалось, что книги из библиотеки Онегина должны были подсказать Татьяне, кем на самом деле является её возлюбленный:

    Чудак печальный и опасный,

    Созданье ада иль небес,

    Сей ангел, сей надменный бес…

    Но тем и отличается Татьяна от Онегина, что вопреки фактам видит не то, что есть на самом деле. Она по-прежнему погружена в мир своих мечтаний, только научилась скрывать это от окружающих. И этой «бедной Тане» Онегин своим письмом причиняет очередное тяжёлое потрясение.

    Послание Татьяны к Онегину продиктовано возвышенным, чистым чувством. Невелика её вина в том, что свою мечту Татьяна так желала встретить наяву. Письмо Онегина, напротив, изобилует жалобами на судьбу, извинениями, подозрениями и, в конечном итоге, имеет целью то, чтобы взрослый ребёнок получил-таки запретную игрушку. В нём нет ни слова о том, что должна была пережить отвергнутая Татьяна, каким образом она теперь должна поступить по отношению к своему мужу. Это письмо эгоиста, привыкшего получать то, что ему хочется. Никакая пылкость фраз о «совершенстве» и «блаженстве» не может поднять этот жалобный призыв до уровня вдохновенного письма Татьяны.

    В наше время быстрого обмена информацией, когда эмоции заменяют «смайлики» в интернете, мы разучились выражать свои чувства, облекая их в словесную форму. Признание в любви Татьяны Лариной заставляет задуматься, какие слова мы бы хотели чаще слышать друг от друга.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: