Приемная:  (4942) 45-50-11

Тел-Факс:   (4942) 45-34-23

Схема проезда

156013 г. Кострома, ул. Калиновская, д. 38

der@adm44.ru Версия для слабовидящих
Курсы валют ЦБ РФ
Дата:24.09.2021
Курс доллара72.72
Курс евро85.20
Товарные рынки
BIDASK
Золото0.000.00
Серебро0.000.00

Новое регулирование контрольно-надзорной деятельности

С 01 июля 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2020       № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон № 248-ФЗ), за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу.

Вся контрольно-надзорная деятельность с указанной даты должна строиться в рамках нового правового регулирования.

Вместе с тем, в силу ч. 8 ст. 98 Закона № 248-ФЗ организация, проведение и оформление результатов проверок, иных мероприятий государственного контроля (надзора), муниципального контроля, не завершенных на день вступления в силу настоящего Федерального закона, осуществляются в соответствии с положениями нормативных правовых актов, действовавших на дату начала этих проверок, иных мероприятий государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Особенностью нового закона станет смещение акцента с проверок предпринимателей на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

В связи с принятием Закона № 248-ФЗ работа по профилактике будет заключается в предупреждении возникновения указанных рисков, в связи с чем контрольно-надзорные органы будут обязаны воздействовать на них за счет целенаправленной работы по повышению правовой грамотности подконтрольных субъектов.

В целях реализации в качестве приоритетного направления профилактики риска причинения вреда Законом № 248-ФЗ предусмотрено 7 новых видов профилактических мероприятий и система управления рисками причинения вреда.

Выделяются следующие виды профилактических мероприятий:

1) Информирование - осуществляется посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в сети «Интернет», в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах.

2) Обобщение правоприменительной практики в целях обеспечения единообразных подходов к применению контрольным (надзорным) органом и его должностными лицами обязательных требований, законодательства Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле и выявления типичных нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих возникновению указанных нарушений.

По итогам обобщения правоприменительной практики контрольный (надзорный) орган обеспечивает подготовку доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики контрольного (надзорного) органа (доклад о правоприменительной практике), который утверждается приказом (распоряжением) руководителя контрольного (надзорного) органа и размещается на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в сети «Интернет» в сроки, указанные в положении о виде контроля.

3) Меры стимулирования добросовестности - нематериальное поощрение тех, кто добросовестно соблюдает обязательные требования. Порядок оценки добросовестности, в том числе виды мер стимулирования добросовестности, устанавливается положением о виде контроля. Информация о применяемых контрольным (надзорным) органом мерах стимулирования добросовестности контролируемых лиц, порядок и условия применения соответствующих мер, в том числе методики и критерии оценки добросовестности контролируемых лиц, размещаются на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в сети «Интернет».

4) Объявление предостережения - при наличии у контрольного (надзорного) органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, контрольный (надзорный) орган объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.

5) Консультирование - должностное лицо контрольного (надзорного) органа по обращениям контролируемых лиц и их представителей дает разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора), муниципального контроля) без взимания платы.

Форма предоставления консультации (письменно или устно) определяется должностным лицом, представляющим такую консультацию, самостоятельно, в том числе может осуществляться по телефону, посредством видеоконференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия.

6) Самообследование - самостоятельная автоматизированная оценка соблюдения обязательных требований. Если по итогам самообследования юридическое лицо или индивидуальный предприниматель получит высокую оценку, то получит право принять декларацию их соблюдения.

Декларация соблюдения обязательных требований направляется контролируемым лицом в контрольный (надзорный) орган, который осуществляет ее регистрацию и размещает на своем официальном сайте в сети «Интернет». Контролируемое лицо имеет право разместить сведения о зарегистрированной декларации соблюдения обязательных требований на своем сайте в сети «Интернет», в принадлежащих ему помещениях, а также использовать такие сведения в рекламной продукции.

Срок действия декларации соблюдения обязательных требований не менее одного года и не более трех лет с момента регистрации указанной декларации контрольным (надзорным) органом.

В случае, если при проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия выявлены нарушения обязательных требований, факты представления контролируемым лицом недостоверных сведений при самообследовании, декларация соблюдения обязательных требований аннулируется решением, принимаемым по результатам контрольного (надзорного) мероприятия.

7) Профилактический визит - проводится инспектором в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи.

Проведение обязательных профилактических визитов должно быть предусмотрено в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности в определенной сфере, а также в отношении объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого, высокого и значительного риска.

О проведении обязательного профилактического визита контролируемое лицо должно быть уведомлено не позднее чем за пять рабочих дней до даты его проведения. Контролируемое лицо вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом контрольный (надзорный) орган не позднее чем за три рабочих дня до даты его проведения.

При проведении профилактического визита гражданам, организациям не могут выдаваться предписания об устранении нарушений обязательных требований.

Участие в профилактических мероприятиях является правом, а не обязанностью подконтрольного лица. При этом лично взаимодействовать с должностным лицом контрольного органа необходимо только в случаях, установленных Законом № 248-ФЗ, и лишь с согласия организации либо по ее инициативе.

В рамках нового закона предполагается снижение количества проверок не только за счет приоритета профилактики нарушений, но и благодаря введению более мягких (по сравнению с проверками) контрольно-надзорных мероприятий.

В соответствии с Законом № 248-ФЗ контрольные (надзорные) мероприятия разделены на две группы:

- мероприятия с взаимодействием контрольных (надзорных) органов, их должностных лиц с контролируемыми лицами, включая дистанционное взаимодействие: контрольная закупка, мониторинговая закупка, выборочный контроль, инспекционный визит, рейдовый осмотр, документарная проверка, выездная проверка.

- мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом: наблюдение за соблюдением обязательных требований и выездное обследование

Взаимодействием контрольных (надзорных) органов, их должностных лиц с контролируемыми лицами при проведении этих мероприятий считаются встречи, телефонные и иные переговоры (непосредственное взаимодействие) между инспектором и контролируемым лицом или его представителем, запрос документов, иных материалов, присутствие инспектора в месте осуществления деятельности контролируемого лица (за исключением случаев присутствия инспектора на общедоступных производственных объектах).

В качестве новелл предусмотрены следующие виды мероприятий:

- мониторинговая закупка – в отличие от уже существующей контрольной закупки, она будет проводиться для последующего направления товаров, результатов работ и услуг, например, на экспертизу. В остальном эти мероприятия похожи;

- выборочный контроль - отбор проб образцов продукции, чтобы подтвердить их соответствие обязательным требованиям по безопасности, качеству;

- инспекционный визит, в ходе которого предприниматель обязан обеспечить беспрепятственный доступ инспектора в здания, сооружения, помещения. О проведении данного мероприятия предварительно не уведомляют.

- выездное обследование - визуальная оценка соблюдения обязательных требований без взаимодействия с проверяемым лицом (например, осмотр общедоступных производственных объектов).

Новым законом предусмотрена возможность проводить инспекционный визит и выездную проверку дистанционно, в том числе посредством аудио- или видеосвязи.

Срок проведения проверки сокращен до 10 рабочих дней.

Новым законом предусмотрена возможность отмены решений, принятых по результатам любого контрольно-надзорного мероприятия, которое провели с грубыми нарушениями.

Важным нововведением станет невозможность проведения контрольного (надзорного) мероприятия, которое не включено в Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий. Нарушение этого правила будет считаться грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, которое послужит основанием для отмены соответствующего решения, принятого по результатам такого контрольного (надзорного) мероприятия.

В качестве последствия признания недействительными результатов контрольного (надзорного) мероприятия, проведенного с грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, Законом № 248-ФЗ установлено требование об обязательном согласовании с органами прокуратуры проведения повторного внепланового контрольного (надзорного) мероприятия в отношении данного контролируемого лица вне зависимости от вида контрольного (надзорного) мероприятия и основания для его проведения (ч. 3 ст. 91).

8 июля 2021 г.