Бизнес автобусные перевозки. Пассажирские перевозки по межгороду как бизнес. В таком виде бизнеса крайне важно

Транспортные услуги , наряду со здравоохранением и туризмом, являются одним из самых перспективных и прибыльных направлений бизнеса во всём мире.

Менялись времена, изменялись и совершенствовались виды транспорта, а потребность людей в перевозках за прошедшие века ничуть не уменьшилась.

Люди всегда находятся в движении и постоянно куда-то спешат. Неуклонный рост численности населения обуславливает появление новых транспортных компаний и влечёт начинающих бизнесменов на это поприще.

Перевозка пассажиров всегда была ответственным и трудоёмким делом . Из-за этого многие бизнесмены обходили этот вид деятельности стороной.

Но сегодня транспортные услуги превратились в ноу-хау и интерес начинающих предпринимателей к ним значительно возрос. Бизнесмены, задействованные в пассажирских перевозках, очень быстро «растут» . Поэтому, постигнув теоретические азы, на них можно организовать выгодный и быстро развивающийся бизнес.

Что нужно для открытия?

Несмотря на то, что насчитывается очень много частных и государственных компаний, занимающихся перевозкой пассажиров, проблемы существуют практически во всех городах России. Ввиду этого конкуренция на этом поприще небольшая .

Видов перевозок существует очень много и организовывать бизнес нужно строго исходя из выбранного направления.

Однако, для начала собственного дела, нужно решить много общих вопросов и проделать большой путь от идеи к готовому бизнесу.

Какой вид выбрать?

В первую очередь необходимо определиться с видом перевозок, ведь от этого напрямую зависит процесс организации бизнеса .

Начинающим предпринимателем лучше всего выбирать из следующих направлений:

  • Городские перевозки. Транспортировка пассажиров внутри города. При этом обслуживается максимально возможный поток клиентов. Здесь вы встретите больше конкуренции, чем в других направлениях.
  • Междугородние перевозки. Меньше конкуренции и больше свободы в плане ценообразования. Поток клиентов будет намного меньше, чем при перевозках по городу и будет зависеть от конкретного дня недели.
  • Услуги такси. Организация бизнеса по перевозке пассажиров на заказ. Здесь, в отличие от предыдущих видов, не нужно определять конкретный маршрут ежедневных передвижений. Эффективность деятельности будет зависеть от цены за 1 км пути и скорости реагирования на заказ клиента.

Для создания прибыльного бизнеса, необходимо ещё на этапе планирования найти и проанализировать большой поток информации . От того, насколько тщательно вы подготовитесь к открытию собственного дела, зависит 80% будущего успеха предприятия.

Список мероприятий

В процессе подготовки бизнеса-плана вашего проекта по пассажирским перевозкам, должны быть затронуты основные моменты :

  • Регистрация бизнеса и получение лицензии на пассажирские перевозки.
  • Аренда помещения для офиса.
  • Создание автомобильного парка и покупка необходимого оборудования.
  • Выбор маршрута перевозок и составление графика.
  • Подсчёт финансовых показателей и определение будущей эффективности компании.

Это основной кластер вопросов, который стоит проработать для создания прибыльного дела. Итогом такой предварительной работы станет бизнес-план, включающий в себя все ключевые моменты, которых нужно будет придерживаться в процессе реализации.

Также остаётся вопрос по составлению маршрута. Стоит лишь заметить, что в бюджет предприятия должны входить расходы на аренду маршрута, которые будут составлять примерно 20 000 рублей в месяц.

Кроме того, стоит обратить особое внимание на маркетинг и продвижение вашего проекта . Сегодня существует очень много креативных способов рекламы собственного бренда, которые можно почерпнуть в интернете.

Вопросы по выбору помещения, найму персонала и рекламе остаются на усмотрение самого предпринимателя. Конкретные решения зависят от региона деятельности, размаха бизнеса и конкурентной среде.

Организационные моменты

Регистрация

После того как вы выбрали направление бизнеса, необходимо позаботиться о его регистрации. Предприниматель может начать свою деятельность в качестве ИП, однако его возможности будут ограничены и в случае расширения придётся переоформлять документы.

Поэтому лучше всего сразу зарегистрироваться в качестве ООО или ЗАО. Легче регистрировать ООО, что позволит предоставлять полный комплекс услуг не только физическим, но и юридическим лицам .

Регистрация в налоговых органах займёт от 2-х недель и обойдется предпринимателю около 10 000 -15 000 рублей. По итогам регистрации, вы получите «Свидетельство», «Выписку», откроете расчётный счёт в банке и получите печать организации.

Получение лицензии

Перевозить пассажиров без соответствующей лицензии запрещается. Поэтому, после регистрации компании, нужно будет подать заявление на получение лицензии в Министерство Транспорта.

Для того чтобы Вам не отказали в лицензии, необходимо заранее побеспокоиться о найме опытных водителей с большим стажем работы . Если в транспортных средствах организации будет больше 8-ми мест, то у водителей обязательно должна быть категория «Д».

При подаче заявления на получение лицензии необходимо оплатить пошлину в размере 6 000 рублей. Лицензия выдаётся на 5-ти летний срок.

Итого расходы на регистрацию документов, с учётом непредвиденных трат, составят 25 000 рублей .

О сложностях организации бизнеса по пассажирским перевозкам на микроавтобусе и особенностях оснащения машин, смотрите на видео:

Покупка автомобилей и необходимого оборудования

После завершения регистрации, аренды помещения и найма персонала, необходимо перейти к покупке транспортных средств. В первую очередь на выбор ТС будет влиять то, на каком направлении пассажирских перевозок вы остановились . Автомобили станут главным активом, от которого будет зависеть эффективность работы.

Здесь мы будем рассматривать самый распространённый вид – городские перевозки.

На сегодня существует несколько способов организации автопарка:

  • Наём водителей с машинами . Самый лёгкий вариант, имеющий много ограничений.
    В первую очередь, при таком раскладе предприниматель получает намного меньше прибыли.
    Во-вторых, владельцы микроавтобусов могут самовольно уйти на другой маршрут.
    Третьим подводным камнем будут сложности при контроле персонала. В случае возникновения конфликтов с водителями, вы не сможете ими манипулировать, так как все «козыри» будут у них в руках.
  • Покупка транспортных средств .

Варианты создания собственного парка

Здесь также можно выделить несколько возможностей:

  • Покупка новых авто . Если у предпринимателя имеется достаточно средств на покупку автомобилей, то это будет самым лучшим и выгодным методом создания собственного парка. В данном случае предприниматель будет «истинным владельцем» бизнеса, лично будет составлять маршруты, нанимать и заменять персонал без ущерба для дела.
  • Приобретение б/у авто . Наряду с преимуществами, вариант имеет и недостатки. Стоит помнить, что срок эксплуатации микроавтобуса, покупаемого таким образом, не должен превышать 3 лет. В противном случае, постоянно возникающие проблемы с ремонтом будут сокращать прибыль компании.
  • Лизинг новых авто . Новые автомобили можно приобрести в лизинг. Это продвинутая форма кредита-аренды, по окончании которой транспортное средство может остаться в распоряжении кампании.

Предприниматели могут создать свой парк исключительно за счёт лизинга основных средств, однако в этом случае каждая машина должна будет приносить достаточную прибыль в месяц, чтобы окупить себя.

Хотя приобретение в лизинг сопровождается переплатами в виде процентов, правильно организовав свой бизнес можно создать огромный и прибыльный автопарк .

Выбор техники

Сегодня для транспортных компаний доступен огромный выбор микроавтобусов для приобретения .

Самой выгодной в плане «цена-качество» будет покупка отечественных микроавтобусов «ГАЗель» :

  • Машины очень стабильны в работе и в первые 3 года эксплуатации расходы на её содержание будут невелики.
  • В среднем расходы на запасные части для одной машины будут составлять 1000 рублей в месяц.

Эти микроавтобусы потребляют очень много топлива, но покупать другую технику будет неоправданной роскошью . Стандартная комплектация микроавтобусов «Газель» стоит в пределах 700 000 рублей.

Согласно новому постановлению правительства РФ, каждый «маршрутный» транспорт, занятый в пассажирских перевозках, должен оснащаться системой ГЛОНАСС и иметь тахограф.

При составлении бюджета стоит учесть дополнительные затраты на оборудование, которое будут обходиться примерно 70 000 рублей на 1 автомобиль .

Примерный финансовый план

Здесь мы приводим ориентировочные финансовые расчеты.

Инвестиционные расходы – 3 975 000 рублей.

  • Регистрация ООО и получение лицензии – 25 000 р.
  • Покупка микроавтобусов – 3 500 000 рублей (5 микроавтобусов «ГАЗель» на первом этапе).
  • Приобретение дополнительного оборудования – 350 000 р.
  • Ремонт офиса и оформление стоянки – 100 000 р.

Постоянные расходы – 385 000 рублей в месяц.

  • Аренда офиса – 50 000 рублей (аренда небольшого помещения за городом с огороженной стоянкой для микроавтобусов).
  • Аренда маршрута – 20 000 р.
  • ГСМ и содержание машины — 150 000 р. (примерно по 30 000 рублей на 1 микроавтобус).
  • Зарплата водителям – 150 000 р.
  • Коммунальные расходы – 5 000 р.
  • Прочие расходы – 10 000 р.

Доходы в месяц – 702 000 рублей.

  • Один микроавтобус делает 10-14 рейсов в день. Количество рейсов зависит от расстояния и потока пассажиров.
  • «ГАЗель» вмещает 13 пассажиров. Хотя многие выходят посередине маршрута и часто подсаживаются новые пассажиры, мы не будем учитывать это для минимизации прибыли.
  • Стоимость перевозки составляет 15 р.

13 пассажиров * 15 р. *12 рейсов в среднем * 2 направления (туда и обратно) * 30 дней = 140 400 рублей в месяц с одного микроавтобуса.

Исходя из полученных данных, доход с 5 машин будет составлять минимум 702 000 рублей.

Чистая прибыль от 200 000 рублей после уплаты всех налогов.

* В расчетах используются средние данные по России

От 650 000 ₽

Стартовые вложения

100 000 - 250 000 ₽

60 000 - 150 000 ₽

Чистая прибыль

11 мес.

Срок окупаемости

Маршрутные такси - это один из самых прибыльных и ликвидных видов автобизнеса. Однако его запуск сопряжен со многими трудностями, которые нужно иметь в виду начинающим предпринимателям.

В большинстве российских городов нормальное автобусное сообщение не развито. В мороз люди вынуждены простаивать на остановках по полчаса, час, а то и дольше. Приходится выбирать одно из двух зол: либо долго ждать один-единственный, но дешевый автобус, либо быстро добираться до места на дорогом такси. Маршрутки предлагают третий вариант: быстро и недорого. В последние годы маршрутные такси во многих городах России стали чуть ли не главным видом транспорта, кое-где вытеснив крупный общественный транспорт. Они ходят чаще, чем автобусы, они маневреннее, они останавливаются на остановках по требованию, а условия в салоне зачастую более комфортны.

Профессиональный набор для создания идей бизнеса

Трендовый продукт 2019..

Недостатки городских систем общественного транспорта и растущий спрос на комфортные перевозки со стороны населения делают бизнес на маршрутных такси очень перспективным для малого предпринимательства. Открыть свое небольшое предприятие можно даже при отсутствии своего автопарка и оборудования для обслуживания автомобилей. При работе одного микроавтобуса предприниматель может рассчитывать на прибыль в 3-5 раз выше уровня средних зарплат. Пассажирские перевозки не зря называют одним из самых рентабельных и ликвидных видов автобизнеса, который манит своим пассивным и легким доходом.

Но, как известно, бесплатный сыр бывает только в мышеловке. В бизнесе на маршрутках далеко не все так гладко и сладко, как многим кажется со стороны. Поэтому перед тем, как строить планы о том, сколько тысяч рублей в день вам будет приносить маршрутка, советуем внимательно ознакомиться с рынком в вашем регионе, проанализировать конкурентную среду и пообщаться с людьми, работающими в этой сфере. Стоит иметь в виду, что в некоторых городах страны маршрутки запрещены либо на их деятельность наложены серьезные ограничения.

После того, как такой анализ рынка будет проведен, в голове сложится более четкая картинка относительно правового статуса и структуры предприятия. Маршруточный бизнес возможен во многих вариациях. Можно обзавестись собственным автопарком или работать без него, оказывать исключительно услуги по перевозке пассажиров или осуществлять еще и прочие услуги (диспетчерские, техобслуживание и т.д.). Чаще всего начинают такой бизнес либо с бюджетными автобусами, либо привлекая водителей с собственными автомобилями.


Какие виды маршрутного такси есть в России

Возможно, вы слышали о том, что существуют различные виды маршрутных такси. Которые, например, могут не иметь строгой привязки к маршруту, а пассажиры в них могут указывать водителю новые направления. Так вот, считайте, что таких видов “маршруток без маршрута” или “маршруток-такси” в России нет. По крайней мере, юридического понятия “маршрутное такси” не существует. С 2013 года маршрутки приравнены законом к общественному транспорту, то есть автобусам, трамваям и троллейбусам. Это значит, что перевозка пассажиров и багажа в микроавтобусах производятся в регулярном режиме и по регулярному маршруту. Осуществляются такие перевозки на основании публичного договора и определяются законом как “перевозки транспортом общего пользования”. Фактически это означает, что в России сегодня существует два вида маршруток, которые:

    осуществляют перевозки с посадкой и высадкой пассажиров на остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок;

    осуществляют перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном ПДД месте по маршруту регулярных перевозок.

Кроме того, согласно Уставу автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, существует 4 вида маршрутов пассажирского транспорта:

    Перевозки в городском сообщении. Они осуществляются в границах населенных пунктов.

    Перевозки в пригородном сообщении. Осуществляются между населенными пунктами на расстояние до 50 км включительно между границами этих населенных пунктов.

    Перевозки в междугородном сообщении. Осуществляются между населенными пунктами на расстояние более 50 км между границами этих населенных пунктов.

    Перевозки в международном сообщении. Осуществляются за пределы территории РФ или на территорию РФ с пересечением ее границы, в том числе транзитом через территорию страны.

Если же говорить о перевозке пассажиров и багажа в целом, то законодательно в России закреплены три вида перевозок: это регулярные перевозки, перевозки по заказам и перевозки легковыми такси. И, как вы уже поняли, деятельность маршруток попадает под первую категорию. Так что более правильным названием для этого вида транспорта будет не “маршрутное такси”, а “микроавтобус” или “автобус малой вместимости”. Кроме того, под маршруткой обычно подразумевается не муниципальный транспорт, а именно частный, работающий только за счет выручки от продажи билетов.

Что нужно для открытия своего маршрутного такси

В России работа маршруток, как и весь другой общественный транспорт, регулируется Федеральным законом № 220-ФЗ “Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом...” от 13.07.2015 и Уставом автомобильного транспорта и городского наземного транспорта.

Так, сегодняшние нормы законодательства предписывают всем перевозчикам использовать для стоянки транспорта специальную парковку, а для осуществления перевозки пассажиров в количестве более 8 человек необходимо обязательно иметь лицензию, карту маршрута либо свидетельство на право перевозки пассажиров, выданное уполномоченным органом муниципальной, областной или краевой властей.

Одним из основных государственных документов для осуществления пассажирских автоперевозок считается лицензия. Наличие этого документа говорит о том, что перевозчик может обеспечить полную безопасность пассажиров, что его услуги соответствуют установленным нормам и стандартам, а водители имеют необходимый стаж. Получить лицензию можно при наличии собственного транспорта или взятого в аренду.

Для получения лицензии на пассажирские перевозки необходимо собрать внушительный пакет документов и предоставить их в территориальный орган Ространснадзора. Следует иметь в виду, что отдельные лицензии выдаются на каждый из четырех видов перевозок (городские, междугородные, пригородные и международные).

В перечень документов, необходимых для получения лицензии на перевозку пассажиров, входит:

    свидетельство о регистрации юридического лица;

    заявление на получении лицензии, заполняемое по определенной форме, где обязательно указывается тип перевозок;

    документы, подтверждающие постановку лица на налоговый учет;

    копии документов, регламентированных “Положением о лицензировании”;

    копии учредительных документов предприятия, заверенных в нотариальном порядке.


И это только, скажем так, основные документы. Также понадобятся документы от водителей, которые подтверждают их трудовой стаж (трудовая книжка) и способность управлять транспортом (медицинское заключение для разрешения управления транспортными средствами), сведения о помещениях, в которых проводится техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, а именно:

    копии документов о наличии в собственности специально оборудованного помещения (выписка из ЕГРП или договор);

    декларация о наличии собственной стоянки;

    документы на техническое оборудование в помещении;

    сертификаты или прочие документы, подтверждающие соответствие помещения общепринятым нормам.

В качестве дополнительных документов понадобится договор на осуществление медицинского предрейсового осмотра водителей, документы о наличии необходимого транспорта, техпаспорт транспортного средства, диагностическая карта или талон о проведении техосмотра и заключения специалиста транспортной комиссии.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Выдача лицензии осуществляется в течение 30-45 дней после подачи заявления. До подачи документов необходимо уплатить госпошлину в размере 7500 рублей. Если до 2011 года лицензии выдавались на 5 лет, то теперь они выдаются бессрочно. Перед сбором документов обязательно уточните перечень на официальном портале Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, так как требования могут измениться. Получить лицензию на перевозку пассажиров могут как индивидуальные предприниматели, так и организации. За деятельность без лицензии ИП грозит штраф в 100 тыс. руб., организациям - 400 тыс. руб. Причем, при повторном нарушении нарушителя ждет не только штраф, но и конфискация транспортного средства.

Одним из камней преткновения в бизнесе на пассажирских перевозках является выбор и согласование маршрута. Дело в том, что развозить пассажиров там, где хочется, начинающему предпринимателю никто просто так не разрешит. В крупных городах вклиниться в существующие маршруты практически невозможно, рынок там уже давно поделен. Свободные ниши остались лишь в небольших населенных пунктах, и встречаются они довольно редко.Ситуация там бывает разная. Войти на рынок, например, можно если местный автобусный парк сильно устарел и нуждается в замене, а предприниматель готов вывести на маршрут новые автобусы. Чтобы узнать, есть ли возможность в том или ином городе получить маршрут, нужно обратиться в местный департамент транспорта или транспортные предприятия, обслуживающие маршруты, и заключить с ними договор для выхода на эти маршруты.


Довольно проблематично открыть и новые маршруты. Разрабатываются они Министерством транспорта региона вместе с органами местного самоуправления, а на их утверждение собирается целая кипа бумаг, включая расчеты экономической обоснованности, организационный раздел, технологический расчет и так далее. Выбор же перевозчика осуществляется через тендеры, проводимые местными администрациями. Выиграть тендер без связей практически невозможно, особенно если речь идет о прибыльных маршрутах.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Чтобы узнать все особенности получения разрешения на маршрут и входа данный бизнес вообще, предпринимателю лучше всего заблаговременно ознакомиться с его составляющими изнутри: а именно, пообщаться с владельцами и водителями автобусов и другими осведомленными людьми. Вполне вероятна ситуация, при которой легальных путей получения маршрута может и не быть. И тогда от новичка могут потребовать внушительную сумму размером до нескольких сотен тысяч рублей. Причем, надежда на то, что “единоразовый взнос” решит все дела, возможно, также разрушится. Не секрет, что тем организациям, которым удалось войти в этот бизнес, приходится регулярно поддерживать благосклонность проверяющих органов.

И перевозчики, и пассажиры сходятся во мнении о том, что традиционная “Газель” в качестве маршрутного такси уже себя морально изжила. Эти автомобили не пользуются народной любовью из-за своих некомфортных размеров и слишком низких потолков. Вместимость обычной маршрутной “Газели” составляет 8 пассажирских мест, что не очень радует перевозчиков, заинтересованных в наибольшей финансовой отдаче своих рабочих лошадок. С другой стороны, “Газель” остается самым бюджетным вариантом для начала своего дела. Подержанный автомобиль до 2010 года можно приобрести в пределах 40-170 тыс. рублей, автомобиль 2011-2013 гг. обойдется в 210-350 тыс. рублей, а более новые “Газели” можно приобрести за 400-890 тыс. руб. Новая же “Газель” обойдется в районе 1 млн. рублей.

Более вместительные, удлиненные “Газели” на 12 мест, будут стоить уже в районе 1-1,3 млн. рублей. Но при таких деньгах у предпринимателя возникает гораздо больший выбор. Например, можно, приобрести хороший подержанный микроавтобус одной из зарубежных марок, либо прибавить пару сотен тысяч и приобрести новую “Газель Next” вместимостью 18 человек. 18 сидячих пассажирских мест (в различных модификациях до 20-22 мест) - это самая распространенная вместимость маршруток сегодня. В этом классе можно найти около десятка вариантов, наиболее популярными из которых являются микроавтобусы Mercedes-Benz Sprinter Classic, Ford Transit, Volkswagen Crafter, Iveco Daily, Citroen Jumper, Peugeot Boxer, ГАЗ Next и Hyundai County. Причем сборка последнего в России с 2014 года не осуществляется, равно как и прекращены поставки из Южной Кореи, поэтому приобрести можно только б/у вариант.

Расценки на самые популярные микроавтобусы для маршрутного такси на 18-22 мест*


МАРКА АВТОМОБИЛЯ

СТОИМОСТЬ, ТЫС. РУБ.

до 2010

2011-2013

2014-2017

Новые (2018)

Mercedes-Benz Sprinter Classic

Volkswagen Crafter

*по данным сайта Avto.ru на 25.01.2018

Единого мнения о том, какая модель однозначно лучше и надежнее, не существует. Разумеется, покупка подержанного автомобиля в качестве маршрутного такси - это всегда риск, поэтому при ограниченных финансовых возможностях следует воспользоваться услугами лизинга. Для юрлиц и ИП лизинг - это отличная возможность не только снизить порог входа в бизнес, но и сэкономить в процессе налоговых выплат, поскольку выплаты по лизинговым контрактам могут быть учтены в виде текущих издержек, относимых на себестоимость.


Какие требования предъявлять к водителям маршрутки

Штат перевозчика может комплектоваться только квалифицированными водителями с удостоверениями категории “D”. При этом стаж вождения по этой категории не должен быть меньше 3 лет. Также необходимо наличие медицинской справки о допуске к управлению транспортом. Количество подходящих кандидатов ограничено, поэтому, частники зачастую грешат и нанимают на работу непрофессиональных водителей либо сотрудников, уволенных за провинности из муниципальных транспортных компаний.

Водитель микроавтобуса обязан выполнять указания диспетчерского персонала, соблюдать график движения по маршруту, знать места остановок, опасные участки дороги, схемы объезда ремонтных участков, ориентироваться в расположении медицинских учреждений, заправочных станций и пунктов техобслуживания.

Что касается зарплат водителям микроавтобусов, то окладная система на практике предпринимателями не используется. Фактически, водители работают по установленной норме, которая может различаться по будням и выходным дням, а оклад если и есть, то минимален. В таком случае выручка водителя включает сумму сверх положенной нормы. Минус такой схемы в том, что в погоне за выручкой, следование по маршруту превращается в битву за пассажиров с другими маршрутчиками, с подрезаниями, взаимными оскорблениями, простаиваниями на остановке и езду наперегонки с превышением скорости до следующей остановки. В итоге складывается во многом порочная система: водители думают о пассажирах в последнюю очередь, массово перерабатывают, проводя в кабине по 14-16 часов, а в случае невыплаты “плана” их могут лишить премии или потребовать доплаты из личных средств. Это не говоря уже о нарушении ПДД, авариях и прочем.

Зачастую схема построения бизнеса на маршрутках такова, что владельцем микроавтобуса является сам водитель, который обязан сам отвечать за мойку и заправку, выполнять мелкое обслуживание, включая замену колодок, масла, лампочек и фильтров, а также проводить серьезный ремонт и обеспечивать стоянку в личном гараже. Тот, разумеется тратит на все по-минимуму, так как половину выручки он и так отдает владельцу бизнеса. Как следствие - пассажиры получают “раздолбанные” маршрутки. К сожалению, чаще всего трудовые отношения между водителями и владельцами компаний-перевозчиков оставляют желать лучшего и походят скорее на “сбор дани”. Текучка кадров в этом бизнесе огромна, и в корне большинства проблем, разумеется, лежит человеческая жадность.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Другой вариант, который выбирают более добросовестные перевозчики, заключается в отстранении водителя автобуса от всех прочих обязанностей, кроме вождения на предоставленных фирмой автобусах. В таком случае расходы на бензин, ТО, мойку и ремонт остаются за компанией. С решением же вопроса прозрачности расчетов в общественном транспорте в нашей стране пока не спешат. Проблему могло бы решить введение безналичной системы оплаты с установкой валидаторов, но такая мера эффективна только в том случае, если она несет реальную выгоду для пассажиров и действует на всех видах городского транспорта. Так или иначе, но знать дневной план выручки предпринимателю все равно необходимо, какую бы систему оплаты он не ввел. Лучшим вариантом будет лично проехаться с водителем по маршруту в роли кондуктора и посчитать доходы в разные дни недели.

Возвращаясь к требованиям к водителям, не стоит забывать и об их человеческих качествах. Водители не только не должны лихачить, они должны уметь ладить с людьми. Не секрет, что работа в маршрутке - дело довольно нервное и изматывающее. Здесь крайне важно умение держать себя в руках, потому что практически ежедневно приходится иметь дело с неадекватными пассажирами, буйными, спорщиками и так далее.


Какие требования предъявляются к обслуживанию маршруток

Все автотранспортные средства должны обслуживаться на станции технического обслуживания и проверяться механиком перед каждым выездом на работу на предмет неисправностей. Также перед рейсом водители должны проходить осмотр у врача и получать допуск на выполнение своих обязанностей. Если медицинского работника в штате нет, то потребуется заключить договор с одним из медицинских учреждений на оказание соответствующих услуг.

Маршрутки должны иметь лицензионные карточки транспортного средства. Не обойтись и без оснащения приборами спутникового мониторинга ГЛОНАСС и тахографов. Автомобили должны быть технически исправны, а тип средства должен соответствовать виду перевозок.

Предпринимателю также следует позаботиться о том, где оставлять машины в нерабочее время и каким образом будет осуществляться техническое обслуживание автомобилей: собственными силами или сторонней организацией. Чтобы быть на связи со своими водителями оборудуется офис и прилегающая к нему территория автопарка. Арендная плата может стать серьезной расходной статьей, поэтому желательно найти место на окраине города.

Сколько стоит открыть бизнес на маршрутном такси

Однозначного ответа на вопрос о том, сколько стоит открыть бизнес на маршрутном такси нет. Здесь все зависит от того в каком регионе планируется стартовать, планируется или нет закупка автопарка, будут ли оказываться иные услуги. Некоторые ориентиры по вложениям можно получить из объявлений о продаже готового бизнеса. Готовый бизнес со всей документацией, микроавтобусом и водителями, которые согласны работать на нового хозяина обойдется в сумму от 650 до 1350 тыс. рублей. Вариант покупки готового бизнеса может быть привлекателен тем, что предприниматель будет избавлен от многих стартовых бюрократических преград и сможет рассчитывать на определенный поток клиентов. В этом случае покупателю останется только точно выяснить, по какой именно причине владелец продает свой бизнес. В основной период расходная часть бизнеса может включать аренду стоянки, фонд оплаты труда, расходы на ГСМ, страховку, ТО и ремонт. Также в текущие издержки может входить абонентская плата за маршрут, оплата медобслуживания, налоги.


Сколько зарабатывают маршрутные такси

Наконец, мы подошли к самому интересному вопросу. А именно, к вопросу о том, сколько зарабатывают маршрутные такси. В среднем маршрут с одним микроавтобусом в автопарке приносит в месяц порядка 85-90 тыс. рублей. Диапазон чистой прибыли варьируется от 60 до 150 тыс. рублей в месяц при оборотах в размере от 100 до 250 тыс. рублей. Соответственно, три микроавтобуса могут приносить прибыль от 180 до 450 тыс. рублей.

Размер дохода, помимо текущих затрат сильно зависит от конкретного маршрута, сезонного поведения пассажиров и их еженедельного распорядка. Разумеется, самым прибыльным является бизнес, который зарабатывает по будням, то есть по маршруту “работа-дом”. Ставку на выходные и перевозку дачников никто не делает. В выходные показатели выручки и чистой прибыли могут снижаться в 2-3 раза относительно будней.

Повысить прибыль можно с помощью размещения рекламы внутри или снаружи микроавтобусов. В салоне чаще всего используется печатная продукция: листовки, баннеры, буклеты, которые помещаются в местах на виду у пассажиров, например, на спинках сидений. На кузов же автобуса наносится специальная пленка с рисунком. Оформление производится сотрудниками рекламных агентств.

Какие тенденции и подводные камни есть в бизнесе на маршрутках

В силу того, что в бизнесе на маршрутках крутятся большие суммы, одной из его главных особенностей является закрытость. Если речь идет о крупных городах, то, скорее всего, все выгодные маршруты уже давно поделены между крупными игроками. Бизнес на маршрутках является очень коррумпированной и высококонкурентной сферой. Даже при желании строго придерживаться буквы закона, начинающий предприниматель может обнаружить, что игра по “честным правилам” на этом рынке не котируется. Кроме того, новичками зачастую недооцениваются текущие издержки перевозок. Ремонт маршруток, которые используются в режиме жесткой эксплуатации, может оказаться не только дорогостоящим, но и долговременным. Недостаток современных станций техобслуживания автобусов может выключить транспорт из работы на недели и даже месяцы. Причем повысить выручку предприниматель чаще всего не в состоянии из-за фиксированных тарифов. Тарифы могут не меняться годами, а услуги на ремонт, обслуживание и бензин тем временем постоянно продолжают расти.

Открывая бизнес на маршрутках, также нельзя игнорировать основные тенденции в этой области. В последние годы в России растет понимание того, что маршрутка - это такой вид транспорта, который губительно влияет на ситуацию с общественным транспортом в целом. Одна из главных проблем маршруток - это малая вместимость. Если маршрутка может уместить 15-20 пассажиров, то трамвай и автобус вмещает 120 человек. Для городов, страдающих от пробок, явно эффективнее заменить 6-8 маршруток на один автобус или трамвай. Маршрутки забивают дороги и остановки, вызывают большее количество ДТП и в целом обостряют ситуацию на дорогах.


Более того, с точки зрения финансов маршрутки - это настоящая удавка для муниципального общественного транспорта. Во-первых, микроавтобусы не требуют дорогой инфраструктуры. Во-вторых, владельцы маршруток экономят буквально на всем, начиная от ремонта состава до уплаты налогов. Они могут без последствий покинуть маршрут в позднее время суток, если посчитают его нерентабельным. У муниципального транспорта, разумеется таких возможностей нет. Изначально неравные условия ставят маршрутчиков в выигрышную ситуацию. Постепенно они вытесняют городские автобусы с самых загруженных маршрутов, а трамваям и троллейбусам остаются одни льготники и нерентабельные направления.

В крупных городах страны власти уже давно осознали эту проблему, но до конца избавиться от “маршруточной удавки” еще не могут. Дело в том, что практически в каждом муниципалитете страны есть свое маршруточное лобби, которое препятствует проведению ограничительных реформ. Маршрутки - это бизнес с нерегулируемыми потоками наличности, что очень удобно для отмывания черного нала. Поэтому маршрутчики в российских городах имеют солидную “крышу”, а попытка запретить маршрутки или наотрез отказать их владельцам в поднятии тарифов может сыграть с властями злую шутку. Такой шаг оборачивается тем, что на следующее утро маршрутки (а это большая часть общественного транспорта города) просто… не выходит на линии. Заменить же маршрутки силами истощенного муниципального транспорта город не может. И получается замкнутый круг, главными пострадавшими в котором остаются обычные жители города. От маршруток уже осознанно отказались Москва и Казань, озвучивают подобные планы и другие города-миллионники. Тенденция, кстати, общемировая: на данный момент маршрутки остались в основном странах СНГ, Африки и Ближнего Востока.

Как организовать бизнес на пассажирских перевозках?

Из всех видов современного бизнеса, пассажирские перевозки могут приносить неплохой доход. Например, маршрутные такси пользуются повышенной популярностью и являются востребованным видом транспорта в большинстве населенных пунктов на территории РФ, в том числе больших и малых городах. Главные условия для открытия фирмы - это получение государственной лицензии и подготовка всего необходимого пакета документации.

Особенности бизнеса по пассажирским перевозкам

Существует несколько основных видов бизнеса, связанного с пассажирскими перевозками:
- городские перевозки;
- служба такси;
- междугородние перевозки.

Так же в зависимости от способа управления бизнес по пассажирским перевозкам может быть классифицирован следующим образом:

Служба такси;
- частный извоз.

В связи с тем, что количество жителей в крупных российских городах с каждым годом неуклонно увеличивается, потребность в частных пассажирских перевозках также возрастает.

Главными особенностями частного извоза являются следующие факторы:

Таксисты практически постоянно находятся в местах большого скопления людей;
- водители практически никогда не выезжают по вызовам на конкретные адреса;
- водитель имеет возможность работать не по четко установленному графику, а исходя из своих собственных предпочтений;
- для повышения популярности предлагаемой услуги пристальное внимание уделяется внешнему и внутреннему виду машины.

Также для полноты картины стоит отметить такие типы перевозок, которые осуществляются с применением водного и авиа транспорта. Однако, реализация подобных бизнес проектов в рамках малого и среднего бизнеса не представляется возможной. Они требуют значительных финансовых вливаний и обустройства развитой инфраструктуры. В этом смысле открытие фирмы по пассажирским перевозкам в городе гораздо проще и дешевле.

Срок окупаемости пассажирских перевозок как бизнеса в городских условиях составляет около трех месяцев. Этот срок может быть изменен как в меньшую, так и большую сторону, тут все зависит от двух главных факторов - протяженности маршрута, и количества населения в городе, где планируется открыть фирму.

Стоит также отметить довольно высокий уровень конкуренции в данном виде коммерческой деятельности, особенно в крупных городах, где сразу выйти на прибыльные и хорошие маршруты будет довольно сложной задачей для начинающего предпринимателя.

Организация полноценного бизнеса на пассажирских перевозках

Как и любой вид современной коммерции, открытие фирмы по пассажирским перевозкам невозможно без грамотно составленного бизнес плана. Это четко сформулированный и просчитанный на каждом этапе порядок действий по открытию коммерческого предприятия представленной направленности.

Одним из первых шагов по открытию бизнеса по пассажирским перевозкам должна быть регистрация в государственных органах, как юридического лица или индивидуального предпринимателя. Затем необходимо получить лицензию на осуществление этого вида бизнеса, на данный момент времени существуют несколько видов лицензионной деятельности, на которые выдается разрешение Министерством транспорта РФ:
- пассажирские перевозки, осуществляемые при использовании легкового автомобильного транспорта - первый вид лицензирования;
- пассажирские перевозки, осуществляемые при использовании транспортных средств, предназначенных более чем для восьми человек - второй вид лицензирования;
- третий вид лицензирования связан с перевозкой грузов, чей вес превышает показатель в 3,5 тонны.

В процессе подачи заявления на приобретение лицензии необходимо уплатить государственную пошлину, размер которой на данный момент времени составляет 300 рублей. После того, как будет завершена процедура одобрения, вам необходимо будет уплатить еще одну пошлину, размер которой уже составит одну тысячу рублей. Срок действия данного документа составляет 5 лет.

Если ваш бизнес по пассажирским перевозкам связан с маршрутными такси, то на каждую машину требуется заведение специальной учетной индивидуальной карты. Немаловажно для успешного развития предпринимательской деятельности получение тендера на право осуществлять пассажирские перевозки в крупном городе.

Следующий этап пассажирских перевозок, как бизнеса - это найм персонал. Потом продумывается точный маршрут движения пассажирского транспорта, он обязательно должен быть согласован с городской администрацией. Именно на данном этапе претворения в жизнь бизнес плана пассажирских перевозок нельзя сразу точно просчитать количество затраченного времени.

Поэтому гораздо более выгодным и рациональным решением будет использование уже утвержденного администрацией маршрута, который берется в аренду.

Если вы планируете осуществлять пассажирские перевозки с применением автобусов, то данный вид транспорта можно как приобрести за наличные средства, так и взять деньги в кредит. Соответственно, в зависимости от выбранного решения будут внесены определенные корректировки в бизнес план предприятия.

Неплохой вариант - это приобретение подержанного автобуса, в таком случае можно сэкономить значительную часть финансовых средств.

Однако, данное транспортное средство должно пройти техосмотр и иметь сертификаты соответствия заявленным стандартам и нормам качества. Подержанный автобус должен быть безопасен в первую очередь для пассажиров, а затраты на его возможный ремонт не должны перекрывать показатели получаемой прибыли.

Выбор транспортного средства - это ключевой момент и проблема, от решения которой во многом зависит, готовы вы заниматься данным видом коммерческой деятельности или нет. Вы можете избрать несколько возможных вариантов для решения данной задачи. Один из наиболее часто выбираемых вариантов - это найм водителей, которые являются владельцами личных транспортных средств.

Однако, надо отметить, что данное решение имеет больше минусов, чем плюсов. Главный плюс заключается в том, что возникновении какой-либо проблемы с машиной её решение полностью будет на ответственности её владельца. Тогда как стоит выделить следующие многочисленные недостатки:
- вы получаете гораздо меньше прибыли;
- постоянно присутствует риск, что водитель может уйти от вас на другой маршрут;
- сложность осуществления контроля над рабочей деятельностью.

Вывод прост - наилучший вариантом открытия бизнеса по пассажирским перевозкам - это покупка транспортных средств за свои деньги, в таком случае вы становитесь полноправным хозяином собственного бизнеса, и можете осуществлять над ним контроль, получая максимальную прибыль.

Где и как искать клиентов

Количество постоянных клиентов напрямую зависит от того маршрута, на котором работает водитель. Успешное предприятие, осуществляющее пассажирские перевозки рано или поздно обязательно столкнется с проблемой, как привлечь дополнительных клиентов. Конечно, при условии, что оно заинтересовано в развитии и увеличении прибыли.

Для того, чтобы максимально нарастить пассажиропоток и найти большое количество новых клиентов стоит позаботиться о хорошей рекламной компании.

Она может состоять сразу из нескольких элементов, таких как:
- биг-борды;
- реклама, размещенная на общественном транспорте;
- доски объявлений, и так далее.

Хорошо продуманная реклама, плюс отлаженная система скидок для постоянных клиентов позволят привлечь к вашей фирме внимание, и быстро завоевать популярность на рынке. Немаловажный фактор - это качество предоставляемой услуги. Водитель должен уметь по-деловому и вежливо общаться с пассажиром, ориентироваться в городе, не завышать цены на перевозку, и так далее.

Фирма транспортных услуг потребует от вас не только финансовых вложений, но и определенных умственных усилий. Без грамотно составленного бизнес плана пассажирских перевозок , рационального управления, четкой структурированности коммерции и умения привлекать новых клиентов для расширения деятельности, в этом виде бизнеса, который отличается высокой конкуренцией, просто-напросто делать нечего. Зато при соблюдении всех условий вы можете получать стабильный и высокий доход на протяжении длительного времени.

Внимание! Бесплатный бизнес-план, предлагаемый для скачивания ниже, является примерным. Бизнес-план, наилучшим образом соответствующий условиям вашего бизнеса, необходимо создавать с помощью специалистов.

Обратите внимание, всё больше появляется транспортных компаний, которые предлагают туристические поездки по стране и за её приделами.

Предприниматели понимают, спрос на недорогой отдых и путешествия растёт, потому и спешат занять свою нишу в сегменте туризма.

Туристов привлекает средний доступный ценовой диапазон таких путешествий, возможность, спланировать досуг, отпуск за доступные деньги.

Бизнес по организации туристических маршрутов на автобусе интересен начинающим предпринимателям и инвесторам.

Какие направления могут быть перспективны для бизнеса:

  • туры выходного дня, экскурсии, посещение исторических мест;
  • паломнические поездки по святым местам;
  • организация детских экскурсионных туров с аниматорами, актуально, в период каникул или новогодних праздников;
  • поездки к морю, в аквапарк, дельфинарии и др.;
  • организация поездок для конкурсантов на фестивали и конкурсы;
  • шопинг туры, поездки на кулинарные мастер-классы.

Транспортные ресурсы, один из ключевых моментов при сопоставлении бизнес-плана

Приобрести новый автобус достаточно дорого, но есть другие пути решения этого вопроса. Можно оформить кредит на приобретение транспортных средств, но при условии, что вы готовы предоставить банку равноценный гарант под залог, внести немалую сумму для первого взноса.

Если вы решите организовывать туры для иностранцев, то есть быть принимающее стороной, для вас могут быть открыты двери в Европейские банки для кредитования.

Основанием для таких кредитований служит безупречная репутация, наличие рентабельного проекта развития, надёжность и стабильность партнерства. Это шанс приобрести автотранспортные средства на самых выгодных условиях.

Если вы рассматриваете вариант покупки автобуса, то неплохо бы начать с двух транспортных объектов. Например, компания Waggon Union предлагает комфортабельный автобус на базе шасси MAN, модель SD 200F.

Сегодня, его стоимость составляет порядка 460 000 долл. К этой сумме прибавьте таможенный сбор 20% от общей стоимости транспортного средства.

Этот двухэтажный автобус с отличным обзором из сплошного окна, оснащён комфортными сидениями на 60 посадочных мест, 24 места на первом этаже, и 40 на втором.

Если покупка не входит в планы, оптимальным решением является заключение договора на услуги по перевозкам транспортной компанией.

Ваш существующий бизнес развивается и приносит стабильный доход, имеет положительную репутацию на рынке, вам будет интересна выгодная схема покупки автобуса в лизинг.

Для этого необходимо внести первый взнос, и вам будет предложен выгодный процент по кредиту.

Спрос на авто туристические экскурсии имеет сезонный характер. Наибольшее количество заказов приходится на тёплое время года, в праздничные и выходные дни.

Заметное снижение наблюдается в зимние месяцы. Зимнего заработка хватает, чтобы обеспечить заработной платой водителей, гидов, погасить банковский процент по кредиту и покрыть расходы на топливо.

По бизнес-плану погашение полной задолженности по кредиту в среднем наступает через 5 лет.

Разобравшись с транспортными средствами, необходимо составить экскурсионный пакет, сформировать ценовую политику, это обеспечит клиентский приток и регулярные маршруты.

Все расходы на приобретение (или аренду) автобуса учитываются в стоимость тура для группы туристов. Для этого необходимо установить план минимального по набору количества человек в группу, и разделить сумму на каждого.

Полезно знать!

Мы уважаем ваш выбор, но хотим напомнить, что наименее рискованный, относительно легкий и комфортный старт бизнеса можно организовать под крылом успешной компании на условиях франчайзинга. Предлагаем познакомиться с .

Почему начинать бизнес с франшизой, проще и удобнее можно узнать из подборки статей опубликованных в разделе кейсами:

Аренда автобуса для тур поездок это один из вариантов многих организаторов. Аренда комфортабельного автобусного средства с услугами водителя обойдётся вам в 1500–1800 рублей в час.

При удачном старте на развитие бизнеса уйдёт около трёх лет, за это время о вас узнают, у вас появятся постоянная клиентская база.

Neoplan Cityliner- туристический автобус VIP-класса

Немаловажным моментом является набор гидов, экскурсоводов – которые сделают поездку нескучной, познавательной и интересной.

Для каждого туриста, главным является безопасность дороги. Профессиональный водительский состав, комфортабельный и хороший транспорт существенно повышают репутацию компании в глазах туриста.

Ориентируйтесь на интересы ваших потенциальных путешественников, от этого зависит ваш доход и процветание бизнеса.

По мнению многих предпринимателей, бизнес на автобусных перевозках не может уже сегодня приносить достаточно много прибыли из-за низкой рентабельности. А самая большая проблема в этом направлении – это почти полное отсутствие придорожного сервиса или очень низкий его уровень. Более того, современные автобусы не имеют необходимых комфортных условий переезда. К сожалению, если посмотреть на реалии, то эти слова подтверждаются тем, что многие автобусы не имеют кондиционеров, туалетов и прочих атрибутов сервиса. А если они и есть, то часто сломаны. А что уже говорить о транспортном средстве производства ещё советских времен. На таких не только неудобно ездить, но и опасно.

В любом случае занятие таким видом деятельности может принести достаточно много денег, если к его организации подойти серьезно и начать всё с создания бизнес плана. Конечно, не нужно думать, что такой бизнес нуждается в вашем внимании только на начальном этапе. Вы должны будете всё контролировать постоянно, чтобы всё работало, иначе любой простой принесет одни убытки.

Начало пути

Прежде всего, вам нужно будет сделать регистрацию собственного бизнеса пассажирских перевозок под видом индивидуального предпринимателя или как юридическое лицо. Далее важно получить лицензию на предоставление услуги.

После получения всех необходимых бумаг можно начинать заниматься созданием маршрута и самого предприятия.

Автомобильный транспорт

Понятно, что весь бизнес будет базироваться на автобусах. Их можно купить или взять в кредит, причем не только новые экземпляры, но и подержанные. Главное — в последнем варианте, чтобы такой автобус был обязательно на ходу, прошел техосмотр, и его обслуживание не было дорогим, иначе весь доход будет уходить на ремонт такого транспорта.

Разделяются автобусы на:

  • крупные – 50 посадочных мест;
  • средние – 25 мест;
  • мелкие – 15 мест;
  • для VIP-перевозок – до 8 мест.

Касательного последнего варианта, то такая услуга в последнее время достаточно активно набирает обороты в плане популярности среди населения страны. Так что можете рассмотреть и эту нишу. Для начала вам лучше всего приобрести один автобус для некоего теста. Если он начнет приносить чистый доход, тогда есть смысл развиваться и дальше в этом направлении, покупая новый транспорт.

Расходы на создание и ведение бизнеса

Из разовых затрат можно отметить получение лицензии и саму регистрацию бизнеса. Конечно же, сюда отнесем и покупку автобуса. Касательно постоянных затрат, то к ним относятся:

  • зарплата кондуктору;
  • зарплата водителю;
  • аренда маршрута;
  • ремонт автобуса;
  • запчасти;
  • топливо;
  • аренда стоянки;
  • мойка транспорта и т.д.

Как показывает практика, вложенные деньги должны вернуться уже за один год работы бизнеса. У некоторых людей это получается сделать и за три месяца. Но на это влияет много факторов, начиная от стоимости проезда выбранного маршрута и заканчивая количеством жителей в городе. Если речь идёт о перевозке пассажиров автобусами по городу, не забывайте о том, что такой вид деятельности нуждается в специальной лицензии, которую могут выдать только в центральных органах власти. Примерная стоимость такого документа составляет на сегодняшний день около 4000 долларов. Причем оформляться он будет почти месяц.

Помещения

В здании вашей фирмы должна быть размещена станция, где проводится техническое обслуживание автобусов, мойка, а также офисные помещения и территория для парковки транспорта с охраной. Если на начальном этапе в расположении нет необходимой суммы денег, тогда рассматривайте вариант аренды автостоянки, а мойку можно использовать и чужую, за деньги.

Лучше всего располагаться на окраине города, это позволит значительно сэкономить на аренде. Да и для расположения большой компании нужна немалая территория, что в центре города может потянуть на крупную сумму денег.

Примерные доходы и расходы

Обладая такой компанией, в распоряжении которой от 5 автобусов, есть возможность в конце года заработать в общей сложности до 200000 долларов. Но из этой суммы часть денег пойдёт на оплату работы сотрудников, топливо, запчасти и прочее.

Примерный расход в год будет составлять 70000 долларов. Таким образом, средний показатель окупаемости бизнеса составляет 4-5 лет. В любом случае для начала нужно составить правильный бизнес-план пассажирских перевозок на автобусе, где отметить все возможные затраты и доходы, чтобы убедиться в рентабельности такого проекта и целесообразности вообще его начинать. Мы же можем вам пожелать только удачи в начинаниях и сделать действительно качественную, большую компанию по перевозке пассажиров.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: