Какие льготы могут получить предприниматели московской области. Малое предприятие и малый бизнес Налоговые льготы предусмотренные малым предприятиям

Прежде чем понять, на какие льготы можно рассчитывать, нужно убедиться в том, что бизнес соответствует критериям, по которым его можно отнести к субъектам МСП.

Малый бизнес в 2019 году — критерии определения

Лимиты доходов для субъектов МСП установлены в .

Чтобы понять, соответствует ли компания критериям малого бизнеса или нет, нужно брать в расчет не только выручку от реализации (критерий до 1 августа 2016 года), а все доходы от предпринимательской деятельности.

В 2019 году к малым относятся компании, которые, во-первых, вписываются в рамки лимита по размеру доходов в 800 млн руб. и по численности персонала в 100 человек, а во-вторых, соответствуют требованиям по доле участия других компаний в уставном капитале: для гособразований, общественных и религиозных организаций и фондов — не более 25 % в сумме; для обычных юрлиц, в том числе иностранных, — не более 49 % в сумме; для юрлиц, которые сами субъекты малого и среднего предпринимательства, ограничений нет.

С 1 августа 2016 года функционирует , используя данные по отчетности. Доступ к этому ресурсу можно получить на сайте ФНС. Реестр позволяет убедиться в наличии и правильности внесенных данных о конкретном бизнесе. Чтобы им воспользоваться, достаточно ввести ИНН, ОГРН, ОГРНИП, название фирмы или ФИО ИП.

Почему реестр имеет значение? Потому что наличие в нем сведений о предприятии гарантирует возможность получения определенных льгот, которые полагаются малому бизнесу. Поэтому, если в реестре не оказалось сведений о вашем бизнесе или вы выяснили, что те сведения, которые есть, некорректны, не поленитесь отправить заявку и предоставить верную информацию.

Налоговые каникулы

Впервые зарегистрированные ИП могут «отправиться» в 2019 году на . Эта мера поддержки возникла своевременно, как раз в разгар экономического кризиса — с 1 января 2015 года. Налоговые каникулы, по мнению чиновников, должны стать стимулом для открытия бизнеса на фоне нестабильной ситуации в экономике.

Накануне 2019 года президент подписал , в соответствии с которым мораторий на плановые проверки малого бизнеса продлевается еще на два года — до 31 декабря 2020 года. Проверок не избежать только тем, кто работает в сферах, где введен риск-ориентированный подход, и юрлицам и ИП, у которых до этого уже отбирали или приостанавливали лицензию, или если ранее вступило в силу постановление о назначении административного наказания за грубое нарушение КоАП РФ или же имели место дисквалификация или административное приостановление деятельности.

Предприниматель вправе подать в орган контроля (надзора) заявление об исключении себя из ежегодного плана проверки, если обнаружит себя в плане и посчитает эту проверку незаконной. Решение по заявлению принимается в течение 10 дней со дня поступления. Если принимается положительное решение, проверка отменяется и удаляется из плана. Для поиска запланированных проверок предпринимателям лучше пользоваться сводным планом проверок субъектов предпринимательства на 2019 год на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ.

Региональные налоговые льготы

Такие льготы в 2019 году имеют право вводить местные власти. Поэтому наиболее точную информацию лучше узнавать на региональных сайтах центров поддержки предпринимательства. Проще всего воспользоваться поиском в разделе «Поддержка МСП в регионах » на Федеральном портале малого и среднего предпринимательства. Укажите регион — и вы автоматически попадете на «местный» портал малого и среднего предпринимательства.

Субсидии

Малый бизнес может претендовать на субсидию от государства. Случаи, когда она предоставляется, перечислены в . В этом же документе указан перечень документов, необходимых для получения денег.

Условия и порядок получения субсидии лучше уточнять на региональных сайтах администраций, центров развития и поддержки предпринимательства и других госструктур, связанных с проблемами предпринимательства. Например, на сайте Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы можно найти информацию по субсидиям как для начинающих предпринимателей (с момента регистрации юрлица, ИП — не более двух лет), так и для более опытных бизнесменов.

Так, московский предприниматель может рассчитывать на компенсацию лизинговых платежей, компенсацию процентов по кредитам, компенсацию затрат на приобретение оборудования и др. На сайте Департамента обозначены условия, порядок процедуры и даже приведены бланки необходимых документов .

Кадровый учет

Закупки

Право льготной аренды получает победитель аукциона, но при условии восстановления объекта за свой счет. Ставка 1 руб. за кв.м в год начинает действовать после завершения реконструкции объекта и выполнения требований программы.

Важно также отметить, что с 3 июля 2018 года действует , который расширяет имущественную поддержку малого и среднего бизнеса. Этот закон устанавливает бессрочное право выкупа арендуемого государственного и муниципального имущества и возможность использования земельных участков при оказании имущественной поддержки субъектам МСП.

У организации, зарегистрированной в Москве, находится в собственности административное здание, по которому налог на имущество исчисляется исходя из кадастровой стоимости. До 31 июля 2016 г. компания имела статус субъекта малого предпринимательства (выписка из базы данных субъектов малого и среднего предпринимательства г. Москвы). С 1 августа 2016 г. организация не попала в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Имеет ли право она применять в 2016 г. льготу по налогу на имущество в соответствии с п. 1 ст. 4.1 Закона г. Москвы от 05.11.2003 № 64?

Пунктом 1 ст. 4.1 Закона г. Москвы от 05.11.2003 № 64 «О налоге на имущество организаций» (далее - Закон № 64) предусмотрена льгота в отношении объектов недвижимоcти, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость. Для ее получения, в частности, необходимо, чтобы организация являлась субъектом малого предпринимательства. В Законе № 64 нет указаний о том, что для получения льготы организация должна быть внесена в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - реестр).

Понятие субъектов малого и среднего предпринимательства дано в ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Закон № 209-ФЗ). К ним относятся компании, соответствующие условиям ч. 1.1 данной статьи.

С 1 января 2016 г. некоторые из этих условий изменились. В частности, это касается ограничений по численности и доходам. Сами числовые значения остались прежними: не более 100 человек и не более 800 млн руб. Однако если раньше с ними сравнивалась средняя численность работников за год и выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС, то теперь - среднесписочная численность и доходы, определяемые в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах и суммируемые по всем налоговым режимам (п. 2, 3 ч. 1.1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ).

С 1 июля 2016 г. действует новая ст. 4.1 Закона № 209-ФЗ. Ей установлено, что теперь компании, удовлетворяющие критериям ч. 1.1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ, включаются в реестр, который ведет ФНС России. В соответствии с ч. 4 ст. 4.1 Закона № 209-ФЗ при внесении организаций в реестр берутся показатели среднесписочной численности и доходов за предшествующий календарный год. Сведения вносятся ежегодно 10 августа текущего календарного года на основе данных, имеющихся у ФНС России по состоянию на 1 июля текущего календарного года (п. 1 ч. 5 ст. 4.1 Закона № 209-ФЗ). В письме от 23.08.2016 № СА-4-14/15480 ФНС России разъяснила, что для формирования реестра использовались данные за 2015 г. Следовательно, если в 2015 г. среднесписочная численность и (или) доходы компании превысили установленные пределы, она в реестр не включается, так как не соответствует критериям субъекта малого предпринимательства.

Таким образом, организации надо проверить свои данные по среднесписочной численности и доходам за 2015 г. на их соответствие критериям ч. 1.1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ. И если окажется, что они превышают установленные пределы, компания не вправе применять в 2016 г. льготу по налогу на имущество.

В России одной из основных проблем для многих собственников малого бизнеса является, недостаточность его финансирования (например, экономия на персонале и рекламе), что в свою очередь сказывается на его развитие. Многие даже не знают, что в РФ существует поддержка малого бизнеса, предназначенная уменьшить финансовую нагрузку при учете персонала, снизить налоговые платежи и т.д. О том на какие льготы могут рассчитывать малое предпринимательство вы узнаете из нашей статьи.

Но перед тем как узнать о мерах поддержки со стороны государства, нужно выяснить подходит ли ваш бизнес под определенные критерии, по которым его можно отнести к субъекту МСП.

Доходы субъектов МСП строго регламентированы и не должны превышать лимитов, указанных в Постановлении Правительства от 04.04.2016 №265. В 2017 году необходимо рассчитать не только прибыль от продаж, но и все доходы по налоговому учету, и только после этого вы сможете понять относиться ли ваша компания к категории малого бизнеса.

Во-первых, чтобы компания считалась малой необходимо:

  • иметь доходы менее 800 млн.руб. в год;
  • общая численность персонала не должна превышать 100 человек.

Во-вторых, общая доля вложений в уставной капитал вашей организации от других компаний не должна превышать следующих чисел:

  • до 25% для гособразований, религиозных и общественных организаций, а также разного рода фондов;
  • до 49% для юридических лиц (ООО, ОАО и т.д.), включая иностранные компании;

Для юридических лиц, которые сами относятся к субъектам МСП, указанные ограничения снимаются.

В августе 2016 года был запущен , который использует статистические данные отчетности. Воспользоваться данным реестром можно, любому гражданину, для этого необходимо перейти на сайт Федеральной Налоговой Службы (ФНС). Посещают его обычно для проверки корректности указанных в нем сведений о конкретном бизнесе. Для просмотра данных вам нужно указать, ФИО индивидуального предпринимателя, либо название фирмы, ОГРН, ИНН или ОГРНИП.

Данный банк данных по субъектам МСП, очень важен, ведь при наличии в нем вашей компании или предприятия, дает шанс воспользоваться конкретными льготами, которые предназначены для малого бизнеса. И в случае проверки данных вы не нашли информацию о вашей организации или указанные сведения являются некорректными, то позаботьтесь чтобы их исправили. Для этого составьте и отправьте заявку, предоставив верные сведения.

Налоговые каникулы

Если ИП открывается впервые (закрытые и потом открытые ИП не участвуют), то у них есть возможность воспользоваться льготой, которая освободит их от уплаты налогов на определенный период (налоговые каникулы). Данная поддержка от государства, была разработана в очень нужное время, в период длившегося экономического кризиса – 1 января 2015 года. Налоговые каникулы, как говорят законодатели, должны обеспечить рост доли открытия нового бизнеса на фоне общего спада российской экономики.

Правительством РФ утвержден Федеральный закон №477 от 29.12.2014, в котором определены сроки, в период которых ИП зарегистрированные впервые, имеют право пользоваться нулевыми налоговыми ставками вплоть до конца 2020 года. Для попадания под нулевую ставку, предпринимателю необходимо соответствовать следующим критериям:

  • режим налогообложения ПСН или УСН;
  • сфера деятельности ИП относиться к производственной, научной или социальной категории;
  • нулевая процентная ставка, распространяемая на работы, товары или услуги, которые в совокупности должны быть не меньше 70% от общего дохода предприятия.

Важно! Действие налоговых каникул, не может быть больше двух налоговых периодов с даты регистрации ИП.

Региональное правительство субъектов РФ имеет право, вносить дополнительные категории видов деятельности, на которые будут распространяться налоговые льготы, также они могут продлевать или укорачивать сроки действия каникул. Поэтому предприниматель, в зависимости от региона может рассчитывать от одного до двух лет каникул. Также региональные законодатели могут лимитировать максимальное количество среднесписочного числа работников или максимального размера доходов.

Перед тем как заявлять свое право на льготы, нужно уточнить в соответствующих органах, под какие кретерии должно попадать ИП для участия в программе. Например, в Новгородской области с 1.08.2016 года каникулы стали распространяться на следующие сферы деятельности, которые раньше отсутствовали в списке:

  • осуществление ремонта предметов личного потребления и хозяйственно-бытового назначения;
  • прачечные включая химчистки;
  • парикмахерские услуги (салоны красоты);
  • ритуальные услуги.

В Московской области (исключая Москву) сроки действия налоговых каникул были установлены до 2018 года. Но как заявил председатель регионального парламента Игорь Брынцалов на пресс-конференции в РИАМО, «Мособлдума планирует продлить налоговые каникулы для индивидуальных предпринимателей до 2021 года», сказал он. Поэтому следите за изменениями.

Статистика: Гарантийная поддержка малого и среднего предпринимательства

Законопроект о «надзорных каникулах»

«Надзорные каникулы» — это временное мероприятие, которое будет действовать только с 2015 по 2018 год. В этот временной отрезок, государственным (федеральным и региональным) и муниципальным контролирующим органам предписано ограничиваться в проведении плановых проверок в отношении микро и малых предприятий.

Важно! Данная поддержка от государства в виде «надзорных каникул» относиться к зарегистрированному или уже созданному бизнесу, у которого нет значительных нарушений закона. Также это послабление не относиться к компаниям, работающим в социальной, здравоохранительной и образовательной сферах.

Помимо вышесказанного, каникулы не предусмотрены на категории госконтроля указанные в ФЗ № 294 ч.6 ст. 26.1 от 26.12.2008.

В случае если собственник бизнеса обнаружил себя в реестре плановых проверок, он может направить соответствующее заявление в органы надзорного контроля об исключении себя из данного списка, только при условии, что проверка будет являться незаконной. Должностное лицо рассматривающее заявление, должен принять по нему решение в течении 10 дней со дня его принятия. В случае положительного решения, проверка будет отменена и удалена из реестра проверок. Чтобы для предпринимателя не было неожиданностью, внезапно нагрянувшие органы надзора, он должен «мониторить» сводный ежегодный план проверок, находящийся в открытом доступе на сайте Генеральной прокуратуры РФ.

Также законодатели существенно сократили сроки проверки деятельности малого бизнеса, в ст.13 ФЗ №294, указано:

  • проверка должна вестись не более 50 часов в год (это общий временной период, выделенный на каждое надзорное ведомство);
  • в случае если проверка является внеплановой, она не должна превышать 20 рабочих дней на каждое ведомство.

Какие налоговые льготы доступны на региональном уровне

Данная мера поддержки, вводиться местными органами самоуправления. И бизнесмену стоит самостоятельно, узнать актуальную информацию, посетив лично центр поддержки предпринимательства, либо в режиме онлайн зайдя на их сайт. Так, например, для московских бизнесменов, владеющих небольшой компанией, имеют право заявить о льготе, выраженной в налоговом вычете на имущество, равной 300 кв.м площади по кадастровой стоимости (данное положение содержится в законе №64 г.Москвы от 05.11.2003г.).

Краснодарским предприниматели, работающим на режиме налогообложения УСН, и деятельности которых относиться к социальной, производственной и научной сфере, помимо налоговых каникул, предоставляются льготные региональные ставки налогообложения. Для предприятий, у которых налоги рассчитываются по схеме «доходы минус расходы», с начала 2016 года действует 5% налоговая ставка, если схема «доходы», то 3% (Закон Краснодарского края от 30.11.2015 № 3279-КЗ).

Федеральные льготы для малого бизнеса

Помимо основных перечисленных выше льгот, предприниматели на федеральном уровне могут претендовать на дополнительную помощь от государства выраженную в субсидиях, льготной аренде и другой поддержке, о которой мы поговорим ниже.

На какие субсидии может рассчитывать субъект малого предпринимательства

С 15 апреля 2014 года малому бизнесу предоставляется получить субсидию от государства, предусмотренную Указом Правительства Российской Федерации №316. Предприниматели, планирующие подавать документы для предоставления им субсидии, могут ознакомиться со списком необходимых для этого бумаг там же. Следуя Распоряжению №129-р от 28 января 2017 года, государство за 7 месяцев текущего года выделило на субсидии в общей сложности около 7,5 млрд рублей.

Наиболее точная информация, связанная со всеми нюансами получения субсидии, предоставляется в полном объеме официальными интернет-ресурсами различных государственных структур, занимающихся вопросами предпринимательской деятельности. К ним относятся интернет-сайты региональных администраций, официальные сайты различных центров, которые оказывают помощь предпринимательской деятельности и др. К примеру, предприниматели, которые лишь начинают свою деятельность, а также предприниматели, срок с момента регистрации которых уже превысил 2 года, могут узнать о субсидиях на сайте ДНПП (Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы).

К примеру, субсидии предусматривают покрытие таких расходов начинающего ИП в Москве, как:

  • затраты, связанные с арендой офисного помещения;
  • закупку нужных материалов, а также производственного сырья;
  • формирование новых рабочих мест и их оборудование;
  • покупку программного обеспечения с лицензией;
  • а также других базовых потребностей (авто не учитывается).

Субсидия может достигать размера в полмиллиона рублей. Предприниматель, планирующий подавать апелляцию на субсидию, может найти на сайте ДНПП подробное описание условий субсидии, процесса ее получения, а также бланки документов, которые будут необходимы ему для прохождения процедуры апелляции.

Если срок с момента регистрации ИП превысил отметку в 2 года, то предприниматель имеет право на гораздо большие субсидии, среди которых, к примеру:

  • возврат государством доли расходов на формирование, оптимизацию и расширение производственного процесса, основанного на введении и индустриальном освоении достижений науки и техники;
  • возврат кредитных процентов и др.

Чтобы оценить размеры субсидии, можно привести здесь в качестве примера возврат части расходов на выплату процентов, кредит которых был получен с целью создания и увеличения технологических парков. Размер субсидии в этом случае может составлять аж до трети миллиона рублей.

Упрощенный кадровый учет

С 01.01.2017 малые предприятия получают некоторую разгрузку в виде освобождения от оформления свода правил распорядка трудовой деятельности предприятия, а также системы выдачи заработной платы, премиальных и др. Данное упрощение вступило в силу с 01.01.2017, опираясь на Федеральный закон № 348-Ф3 от 03.07.2016.

Договоры труда, заключенные на основе типа предприятия, должны включать в себя положения, основанные на трудовом законодательстве, это необходимо для регуляции трудового взаимодействия.

Каждое микропредприятие должно начинать производить учет кадров с того момента, как оно стало малым бизнесом. На утверждение всех документов по кадрам, необходимых для ведения учета, отведен срок в 4 месяца.

Учет и отчетность

Данное упрощение не распространяется на индивидуальных предпринимателей, бухгалтерский учет для которых и без этого не является обязательным, однако данная привилегия является достаточно весомой для малого бизнеса. Информация Минфина РФ N П3-3/2015 предоставляет развернутый список льгот, предоставляемых в рамках данного закона.

Сфера закупок

Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в РФ до 2030 года, утвержденная Распоряжением от 02.06.2016 №1083-р, предусматривает поэтапное увеличение объема осуществляемых госкомпаниями прямых закупок у субъектов МСП до целых 25% с начала следующего года. Однако в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19 августа 2016 года №819 с 01.01.2018 объем закупок вырастет всего до 15%.

Малый и средний бизнес на сегодняшний день получает от госкомпаний 10% от всех заказов на спецторгах (объемом до 200 млн. руб.), процент от суммарного объема заказов должен составлять 18%.

Стоит отметить, что в соответствии с 44-Ф3 малый бизнес получает ряд преференций. При проведении электронных аукционов, различных конкурсов и при запрашивании предложений, где в закупках принимают участие только субъекты малого и среднего предпринимательства, требование обеспечения контракта может быть не установлено заказчиком, что отмечено в Постановлении от 11 марта 2016 №182. Также ч.8 ст.30 Федерального закона от 5 апреля 2013 №44-Ф3 предусматривают оплату заказчиком товаров и работы в срок, не превышающий 30 дней с того дня, когда были подписаны документы о приеме.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 11 декабря 2014 №1352, малый бизнес получает также другие льготы, предусмотренные в рамках 223-Ф3. К примеру, заказчик обязан принимать и размещать в Единой информационной системе список закупок, которые осуществляются исключительно у МСП. При этом годовой объем закупок не должен превышать норму в 10%. Поставщик же обязан предоставлять заказчику лишь удостоверяющую его статус декларацию.

Льготная аренда

Региональные органы управления могут подписывать с малым бизнесом договора аренды на срок до 5 лет на льготных условиях. Малый бизнес имеет право выкупить арендуемую недвижимость до 01.07.2018.

Несмотря на то, что арендная плата была повышена правительством до 4 500 руб./кв.м. в год, согласно Постановлению Правительства Москвы от 2 декабря 2016 года №812-ПП, «Опора России» все же добилась сохранения данной преференции, касающейся аренды имущества для предпринимателей из Москвы.

1499 0 09.07.2017

Роман Терехин, Партнер компании «Деловой фарватер», Москва

  • Сколько в год должна зарабатывать компания, чтобы получить статус малого предприятия
  • Какие льготы предусмотрены для малого бизнеса в этом году
  • Грозят ли вашей компании различного рода проверки в 2016 году

Давайте подробно рассмотрим, какие льготы для малого бизнеса получили предприниматели в 2015 году.

Какие компании теперь считаются малыми

В июне – июле 2015 года были приняты поправки, изменившие критерии отнесения компаний к малому бизнесу. Теперь воспользоваться льготами может большее количество предприятий.

1. Выручка от реализации. Новый лимит выручки для малых фирм – 800 млн руб. в год без НДС (ранее 400 млн руб.), для микропредприятий – 120 млн руб. (ранее 60 млн руб.). Данные изменения вступили в силу 25 июля 2015 года (постановление Правительства РФ от 13.07.2015 №702).

2. Средняя численность работников. Здесь пока изменений нет. Численность персонала по-прежнему не должна превышать 100 человек для малой компании и 15 – для микробизнеса.

3. Доля других коммерческих фирм в уставном капитале малого предприятия. Ранее лимит составлял 25%, теперь долю участия повысили почти в два раза – 49%. Данное изменение внесено Федеральным законом от 29.06.2015 №156-ФЗ (вступил в силу 30 июня).

4. Период, в течение которого компания считается малой. Даже если фирма превысила лимит по численности или выручке, она все равно в течение определенного периода времени считается малой. Ранее этот срок составлял два года, теперь три (поправка внесена Федеральным законом №156-ФЗ). То есть если ваша организация в 2014 году превысила лимит, то статус малого предприятия она утратит лишь 1 января 2017-го.

Льготы для малого бизнеса

1. Нет лимита наличных в кассе. Малые фирмы вправе хранить в кассе любую сумму (п. 2 Указания Банка России от ). Чтобы воспользоваться льготой, директор должен издать приказ об отказе от лимита. Обратите внимание, если сейчас выяснится, что Ваша компания подпадает под критерии малой, то приказ об отказе от лимита следует датировать 30 июня 2015 года. Еще один нюанс касается кассовых операций: фирмы на вмененке (а это, как правило, малый бизнес) могут не выдавать кассовые чеки и не применять ККТ. Достаточно выписать клиентам товарный чек или квитанцию.

2. Ведение учета в упрощенной форме. Малый бизнес , то есть достаточно представить в ИФНС только баланс и отчет о финансовых результатах (п. 6, п. 6.1 ). Вместе с тем возникало много вопросов относительно того, что такое упрощенный учет. Минфин дал подробные разъяснения (информация от 03.06.2015 №ПЗ-3/2015).

Так, малая компания вправе воспользоваться кассовым методом, то есть отражать доходы и расходы не в момент отгрузки товаров, а в момент получения или расходования. Кроме того, она может относить на себестоимость управленческие расходы. Обратите внимание, если Ваш бизнес теперь относится к малому, то перейти на упрощенный бухучет лучше с 2016 года, для этого надо внести изменения в учетную политику. Поручите главбуху внимательно изучить разъяснения Минфина, чтобы воспользоваться всеми привилегиями.

3. Сокращение бумажной волокиты. Предприятия, у которых не более 30 операций в месяц, могут упростить учет данных из первичных документов. В частности, они вправе вести единую книгу учета фактов хозяйственной деятельности (разработать ее форму можно самостоятельно). Если же у компании более 30 операций, то она может упростить сами формы регистров и сократить их число.

4. Упрощение оформления трудовых отношений. Малые фирмы вправе заключать срочные трудовые договоры на период до пяти лет с любыми сотрудниками. Но нужно выполнить два условия. Численность персонала компании не должна быть выше 35 человек (в сфере розничной торговли и бытового обслуживания – не более 20). Кроме того, сам работник должен согласиться на подобные трудовые отношения ().

5. Льготная аренда. Небольшие компании могут заключать договоры аренды зданий или помещений с местными или региональными властями на льготных условиях, которые действуют в течение пяти лет. Кроме того, у малого бизнеса есть преимущественное право выкупа такого имущества до 1 июля 2018 года (Федеральный закон от 29.06.2015 №158-ФЗ).

6. Субсидии от властей. Формы поддержки малого бизнеса перечислены в постановлении Правительства РФ от 15.04.2014 №316. Например, небольшие компании вправе получать субсидии из регионального бюджета в следующих случаях:

  • для частичной оплаты образовательных услуг;
  • для погашения части затрат, связанных с уплатой процентов по лизинговым договорам, а также по кредитам на покупку оборудования;
  • для уплаты первого взноса по договорам лизинга оборудования и др.

Поручите финансистам изучить, какие льготы положены малому бизнесу Вашего региона, и как воспользоваться этими привилегиями.

Два преимущества во время проверок

1. Сокращенные сроки проверок. Проверять малое предприятие любые контролирующие организации вправе не более 50 часов в год (ст. 13 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ). При этом часы суммируются независимо от того, сколько ведомств изучало деятельность компании. Если малую фирму в течение года проверяла, скажем, трудовая инспекция и срок проверки превысил 50 часов, больше плановых проверок не будет. А вот для внеплановых проверок сроки иные – 20 рабочих дней на каждую (ч. 1 ст. 13 Федерального закона №294-ФЗ). Добавлю, что трудовые инспекторы получили право продлевать срок своей проверки еще на 50 часов. Вместе с тем льгота, ограничивающая число проверок, с 2016 года будет не так актуальна, поскольку для малого бизнеса вводятся надзорные каникулы.

2. Надзорные каникулы. Эти каникулы будут действовать с 1 января 2016 по 31 декабря 2018 года. В данный период запрещены практически все плановые неналоговые проверки малых предприятий. Например, те, которые проводят пожарники, санэпидемнадзор. Перестанут проверять наличие лицензии. Приостановят проверки в области образования, строительства, розничной продажи алкоголя. Выгодная поправка распространяется и на действующие, и на вновь созданные фирмы. Но стоит отметить, что каникулы не распространяются на налоговые проверки, а также на ревизии со стороны Пенсионного фонда и ФСС (Федеральный закон от 13.07.2015 №246-ФЗ).

Налоговые льготы для малого бизнеса

1. Специальные налоговые режимы. Речь идет о трех режимах: ЕНВД (вмененка), УСН (упрощенка) и ЕСНХ (единый сельскохозяйственный налог). Компании, перешедшие на специальные режимы, как правило, освобождаются от уплаты всех других налогов. Правда, чтобы воспользоваться льготами, нужно соблюдать дополнительные ограничения, предусмотренные Налоговым кодексом РФ.

2. Единый налог на вмененный доход. Чтобы работать на этом режиме, доля участия других компаний в уставном капитале фирмы не должна превышать 25% (в то время как для малого бизнеса эту норму повысили до 49%). Кроме того, вмененку могут применять лишь те предприятия, которые занимаются определенными видами деятельности (): розничной торговлей, общественным питанием, бытовыми услугами, услугами по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автомототранспортных средств и др. Чтобы перейти на ЕНВД, достаточно в начале года подать заявление в ФНС. Аналогичная процедура действует и для снятия компании с этого режима ().

3. Упрощенная система налогообложения. Перейти на упрощенку можно, если компания зарабатывает не более 68,82 млн руб. в год. Превышение установленных ограничений означает автоматический переход на общий режим налогообложения с доплатой некоторых налогов. Чтобы перейти на упрощенку с 2016 года, надо подать соответствующее заявление не позднее 31 декабря 2015 года ().

  • Право на упрощенку: 3 способа сохранить возможность применять УСН

4. Единый сельхозналог. Этот спецрежим предназначен для сельхозпроизводителей. Чтобы им воспользоваться, доля выручки от продажи сельхозпродукции в общем доходе от реализации должна быть не менее 70%.

5. Торговый сбор. В ряде российских регионов действует торговый сбор. Например, в Москве его обязаны платить торговые фирмы, начиная с 1 июля 2015 года. Однако для предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, а также для сельхозпроизводителей, перешедших на ЕСНХ, предусмотрена льгота – они торговый сбор не платят. Это недавно подтвердил Минфин в своем

6. Налог на имущество. Льготы по данному налогу предоставляют региональные власти. Например, в Москве небольшие фирмы могут уменьшить базу по налогу на имущество на 300 кв. м (). Подобные правила действуют и в других регионах. Так, в Башкортостане производственные предприятия могут не платить налог со среднегодовой стоимости оборудования. Поручите своему главбуху изучить региональное законодательство на предмет предоставления налоговых льгот для малого бизнеса.

Роман Терехин имеет высшее юридическое образование, адвокат. Занимается сопровождением расследований уголовных дел по экономическим преступлениям. Специализируется на защите при расследовании преступлений против государственной власти. Член экспертного совета при Правительстве РФ, Комитете Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству, а также при Комитете Госдумы по безопасности и противодействию коррупции.

ООО «Деловой фарватер»
Сфера деятельности: правовая защита предприятий при проверках налоговыми органами и МВД; оптимизация налогов
Численность персонала: 70
Основные клиенты: «Авангард», «Атлас», «Наяда», «Прибор», «Промышленная автоматизация», «СтройОблГаз» и др.
Место в рейтинге: входит в топ-30 юридических фирм России по размеру выручки (рейтинг портала «Право.Ru» за 2013 год)

На основании пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ" (далее - Закон № 209-ФЗ) субъектами малого предпринимательства до 31.12.2015 являлись:

    потребительские кооперативы;

    крестьянские (фермерские) хозяйства.

С 01.01.2016 (на основании Федерального закона от 29.12.2015 № 408-ФЗ) к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся:

    хозяйственные партнерства;

    производственные кооперативы;

    сельскохозяйственные потребительские кооперативы;

    крестьянские (фермерские) хозяйства;

Указанные субъекты должны соответствовать всем критериям, указанным в п. 1.1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ. Речь идет о трех критериях, касающихся:

    состава учредителей (собственников, участников) и доли их участия в уставном капитале (пп. 1 п. 1.1 ст. 4);

    средней численности работников (пп. 2 п. 1.1 ст. 4);

    дохода (выручки) от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов (пп. 3 п. 1.1 ст. 4).

Таким образом, с 01.01.2016 под малым предприятием в соответствии с пунтом 1 статьи 4 Закона № 209-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.12.2015 № 408-ФЗ) считаются организации и ИП, одновременно отвчающие следующим условиям:

    Хозяйственное общество или хозяйственное партнерство (производственные кооперативы, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства теперь освобождены от соблюдения данного критерия), доля государства, фонда (за исключением акционерных или закрытых паевых инвестиционных) в уставном капитале которого, иностранца, иностранной фирмы, либо юридического лица, не являющегося субьектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25% от общей суммы уставного капитала . Ограничение не касается предприятий, внедряющих инновации, исключительные права на которые принадлежат хозяевам таких предприятий - бюджетным научным институтам, центрам, бюро и пр., бюджетным ВУЗам, учреждениям Академии наук РФ.

    Федеральным законом от 29 июня 2015 года № 156-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" скорректированы отдельные законодательные акты, касающиеся развития малого и среднего предпринимательства (МСП). Согласно внесенным изменениям:

    порог участия иностранных юрлиц в уставном (складочном) капитале субъектов МСП увеличен с 25% до 49%. То же касается участия российских юрлиц, не являющихся субъектами МСП;

    организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Законом о Сколково, наделены статусом субъекта МСП вне зависимости от доли участия в их уставном (складочном) капитале иных юрлиц (как иностранных, так и российских);

    решено создать Корпорацию развития МСП. Ее задачи - поддержка субъектов МСП и компаний, образующих инфраструктуру поддержки таких субъектов, организация информационного, маркетингового, финансового и юридического сопровождения инвестпроектов, реализуемых субъектами МСП, организация мероприятий, направленных на увеличение доли закупок товаров, работ, услуг отдельными заказчиками, определяемыми Правительством РФ, у субъектов МСП и др.

Среднесписочная численность работников предприятия за предшествующий календарный год не превышает 100 человек.

Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий календарный год (без НДС) или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость движимого и недвижимого имущества, имевшего первоначальную стоимость свыше 10 тыс. рублей и нематериальных активов) не превышает 400 млн рублей.

Постановлением Правительства РФ от 13 июля 2015 года № 702 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства" увеличены в два раза предельные значения выручки для отнесения к субъектам малого и среднего бизнеса.

С 01.08.2016 соответствие предельным значениям дохода для отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства будет определяться не по величине выручки, а на основе дохода от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год (пункт 3 части 1.1 статьи 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ"в ред. Федерального закон от 29.12.2015 N 408-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265).

С 25.07.2015 (с 01.08.2016 их размер не изменился) эти показтели составляют:

    для микропредприятий - 120 млн рублей;

    для малых предприятий - 800 млн рублей;

    для средних - 2 млрд рублей.

Первый критерий применяется только в отношении организаций. В их уставном (складочном) капитале (паевом фонде) суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан , общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов).

Если в составе участников общества есть одно или несколько юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, то доля их участия не должна превышать 25%. Данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау)). Эта норма применяется при условии, что исключительные права на указанные результаты интеллектуальной деятельности принадлежат следующим учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ:

    бюджетным научным учреждениям;

    научным учреждениям, созданным государственными академиями наук;

    бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования;

    образовательным учреждениям высшего профессионального образования, созданным государственными академиями наук.

Важно : в отношении участников общества - физических лиц или юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства, ограничений по доле их участия в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) организации Законом № 209-ФЗ не установлено.

Второй критерий . Средняя численность работников организации определяется за предшествующий календарный год . В организации малого бизнеса эта величина не должна превышать 100 человек включительно. Данный показатель определяется с учетом всех работников малого предприятия, в том числе тех, кто работает по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений (п. 6 ст. 4). Порядок расчета средней численности работников малого предприятия изложен в Приказе Росстата от 31.12.2009 № 335.

Третий критерий . Согласно пп. 3 п. 1 и п. 7 ст. 4 Закона N 209-ФЗ показатель выручки от реализации товаров (работ, услуг) формируется без учета НДС. Выручка определяется за предшествующий календарный год по данным налогового учета. Для малых предприятий предельное значение этого показателя составляет 400 млн руб. Данное ограничение установлено Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 N 556.

В показатель балансовой стоимости активов включается остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов. Указанные сведения определяются по данным бухучета за предшествующий календарный год (пп. 3 п. 1 и п. 8 ст. 4 Закона N 209-ФЗ). Предельные значения этого показателя Правительством РФ не установлены. Поэтому данный критерий при определении статуса малого предприятия не применяется.

Субъект малого бизнеса утрачивает свой статус, только если у него превышены предельные значения по второму и (или) третьему критериям в течение двух календарных лет, следующих один за другим. Основанием является п. 4 ст. 4 Закона N 209-ФЗ.

Важно :

Статус субъекта малого предпринимательства:

    можно приобрести, если эти условия у вас соблюдаются в течение 2 календарных лет, следующих один за другим;

  • Льготы для малого бизенса

    Приказом Минфина России от 08.11.2010 № 144н вносены поправки в законодательство по бухгалтерскому учету. Все новшества касаются малых предприятий и значительно упрощают ведение бухгалтерского учета , а именно:

      Упрощено ведение бухгалтерского учета. Не применяются некоторые Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), такие, как ПБУ 8/01, 18/02 и другие (см. ниже).

      Уменьшено количество сдаваемых бухгалтерских отчетов в налоговые органы. У них остаются только:

      • Баланс - Форма № 1 (ежеквартально);

        Отчет о прибылях и убытках - Форма № 2 (ежеквартально);

        Среднесписочная численность (ежегодно).

      При этом вся налоговая отчетность остается в полном объеме.

    Приказом Минфина России от 17.08.2012 № 113н введены в действие упрощенные формы бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках для субъектов малого предпринимательства.

    Предприятиям с небольшим доходом предоставляются дополнительно можно воспользоваться льготой по по статье 145 Налогового кодекса РФ , если выручка без учета НДС за 3 предшествующих календарных месяца не превышает 2 млн рублей, и не быть плательщиком НДС, но одновременно предприятие лишается права выставлять счета-фактуры с НДС. Это делается по заявлению о предоставлении льготы по ст.145 НК РФ.

    Доходы и расходы по кассовому методу

    Приказ Минфина России от 08.11.2010 № 144н внес изменения в п. 12 ПБУ 9/99 "Доходы организации". Субъекты малого предпринимательства вправе признавать выручку по мере поступления денежных средств от покупателей.

    Организации могут использовать кассовый метод при соблюдении нескольких условий:

      организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом;

      сумма выручки может быть определена;

      расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.

    Эти нововведения дают право, но не обязывают компании определять выручку по мере поступления денежных средств и списывать расходы по их оплате. Начать применять новшество можно со следующего года, прописав в учетной политике выбранный метод признания выручки и расходов. Но следует помнить: если в налоговом учете компания использует метод начисления, в бухгалтерском неизбежно возникнут разницы по ПБУ 18/02.

    Неприменение ПБУ 16/02 и 2/2008

    По общему правилу все коммерческие организации (кроме кредитных) должны применять ПБУ 16/02 "Информация по прекращаемой деятельности".

    Приказ Минфина России от 08.11.2010 № 144н разрешает организациям малого бизнеса не применять ПБУ 16/02 и 2/2008, что значительно упрощает работу бухгалтеров организаций малого бизнеса.

    Упрощен порядок оценки финансовых вложений

    По общему правилу первоначальная стоимость финансовых вложений, по которым они приняты к бухгалтерскому учету, может изменяться в случаях, установленных законодательством или ПБУ 19/02 (п. 18). При этом для целей последующей оценки финансовые вложения подразделяются на две группы. Первая - финансовые вложения, по которым можно определить текущую рыночную цену. Вторая - финансовые вложения, по которым текущая рыночная стоимость не определяется.

    Новшества позволяют субъектам малого бизнеса осуществлять последующую оценку финансовых вложений в порядке, предусмотренном для второй группы. Тогда финансовые вложения отражаются в бухгалтерском учете и отчетности на отчетную дату по первоначальной стоимости (п. 21 ПБУ 19/02).

    Учетная политика

    Пункт 15.1. ПБУ 1/2008, позволят малым предприятиям отражать в бухгалтерской отчетности последствия изменений учетной политики перспективно, то есть с начала внесения корректировок.

    Такой порядок предусмотрен для изменений, которые оказали или способны оказать существенное влияние на финансовое положение компании, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств. Это правило не распространяется на случаи, когда законодательством РФ и (или) нормативными правовыми актами по бухучету установлен иной порядок.

    Исправление ошибок

    ПБУ 22/2010 "Исправление ошибок в бухгалтерском учете" позволяет малым предприятиям исправлять существенные ошибки предшествующего отчетного года без ретроспективного пересчета. Это новшество существенно упростит составление отчетности.

    Для субъектов малого бизнеса в п. 9 ПБУ 22/2010 есть норма, которая регламентирует порядок исправления существенных ошибок прошедшего года, выявленных после утверждения бухгалтерской отчетности за этот год. Малое предприятие имеет право исправлять такие ошибки в том же порядке, который прописан в п. 14 ПБУ 22/2010 для несущественных ошибок.

    Это означает, что субъект малого бизнеса, обнаружив существенную ошибку за истекший год, после утверждения соответствующей годовой бухгалтерской отчетности может отразить сумму корректировки не на счете 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)", как остальные организации, а на счете 91 "Прочие доходы и расходы". В результате таких бухгалтерских записей у малых предприятий суммы корректировки при исправлении ошибок прошлых лет будут влиять на финансовый результат текущего отчетного периода.

    Штрафы для малого и среднего бизнеса заменены на предупреждения

    Федеральным законом от 03.07.2016 № 316-ФЗ в КоАП внесли изменения (дополнена статья 4.1 и введена статья 4.1.1), согласно которым с 03.07.2016 штраф заменят на предупреждение, при одновременном выполнении следующих условий:

      ИП или организация совершили нарушение впервые;

      не причинен имущественный ущерб, вред жизни и здоровью людей, вред окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства;

      не было угрозы чрезвычайной ситуации.

    Для некоторых нарушений заменить штраф на предупреждение не получится. Штрафовать будут за злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке, попытки ограничить конкуренцию, неповиновение законному распоряжению сотрудников контролирующих органов, невыполнение предписания об устранении нарушений, подделку документов, штампов или печатей.

    Это стало возможным благодаря тому, что:

    Особенности регулирования труда в микропредприях

    Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 348-ФЗ "О внесении изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации в части особенностей регулирования труда лиц, работающих у работодателей - субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям" с 01.01.2017 в Трудовой кодекс РФ введена глава 48 1:

    Глава 48 1 . Особенности регулирования труда лиц, работающих у работодателей - субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям

    Статья 309 1 . Общие положения

    У работодателей - (включая работодателей - индивидуальных предпринимателей), которые в соответствии с федеральным законом отнесены к (далее - работодатели - субъекты малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям), регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящей главой.

    В случае, если работодатель перестал быть субъектом малого предпринимательства, который отнесен к микропредприятиям, и в сведения о нем в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства внесены соответствующие изменения, не позднее четырех месяцев с даты внесения соответствующих изменений в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений у данного работодателя должно осуществляться в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, без учета особенностей, установленных настоящей главой.

    Статья 309 2 . Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений у работодателя - субъекта малого предпринимательства, который отнесен к микропредприятиям, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, и трудовыми договорами

    Работодатель - субъект малого предпринимательства, который отнесен к микропредприятиям, вправе отказаться полностью или частично от принятия локальных нормативных актов , содержащих нормы трудового права (правила внутреннего трудового распорядка , положение об оплате труда, положение о премировании, график сменности и другие). При этом для регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений работодатель - субъект малого предпринимательства, который отнесен к микропредприятиям, должен включить в трудовые договоры с работниками условия, регулирующие вопросы, которые в соответствии с трудовым законодательством должны регулироваться локальными нормативными актами. Указанные трудовые договоры заключаются на основе типовой формы трудового договора , утверждаемой Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: