Тайны жар-птицы. Аппликация "сказочная птица" Просмотр содержимого документа «Конспект урока ИЗО. Сказочный образ жар-птицы. »

Кнарик Мурадян

Цель : учить детей соотносить реальные и сказочные образы, создавать в аппликации образ сказочной птицы, передавая ее необычность и яркость, используя элементы декоративного оформления.

Образовательные задачи : Закреплять технику вырезания кругов и овалов из квадратов и прямоугольников, таким образом, преобразовывая одни фигура в другие.

Развивающие задачи : Развивать внимание, зрительный контроль действия рук, дать возможность каждому из детей проявить самостоятельность в выборе способов украшения работы и творческие способности.

Воспитатель :

Тихо-тихо рядом сядем,

Входит чудо в каждый дом

В удивительном наряде,

Разноцветном, расписном.

Вместе с чудом и весельем

К нам приходит волшебство

Осторожно-осторожно,

Не спугнуть бы нам его…

Рассказ воспитателя :

«Люди всегда хотели быть счастливыми. С древних времен они верили, что есть за морями и лесами удивительная птица, которая носит на своих крыльях счастье. И если сильно захотеть, то птица Счастья обязательно когда-нибудь прилетит и к ним. Всем казалось, что эта птица должна быть необыкновенно красивой, и от нее исходит яркий и теплый свет, который может согреть всех - всех людей своим теплом. Каждый мечтал встретить птицу Счастья, чтобы она внесла в его дом радость, добро и красоту. Но не к каждому прилетала птица. Лишь тот дом навещала она, где любили друг друга, заботились о других, работали с душой и не отказывали в помощи бедным и больным. Вот такая она птица Счастья!» Ребята как вы думайте, что за птица? И интересно, какая же она, эта птица Счастья? Давайте закрываем глаза, пофантазируем и попробуем представить, как бы она могла выглядеть.

Воспитатель достает перо павлина.

– Открывайте глаза. Что у меня в руках? (ответ детей)

– Чьё это перо? (ответ детей)

– У какой птицы в наше время можно встретить такое перо? (ответ детей)

– В какой сказке встречается? (ответ детей)

– Почему в народе называют “Жар-птица” ? (ответ детей)

Жар-птица – красивейшая из птиц, благодаря своему яркому оперению. Образ птицы Счастья, её описание встречается во многих сказках. Там, где появлялась она, все расцветало и от этого становилось солнечно и красиво.

(Показываю детям портрет Жар-птицы .) Вот как выглядела птица раньше. Какой у нее был красивый и яркий хвост.

Воспитатель :- Ребята, а какую сказку мы читали, в которой говорится о Жар-птице ?

Дети :- «Царь-девица» «Конек-горбунок»

(Рассматривание Жар-птицы ) Хорошо. Посмотрите на эту Жар-птицу . Почему птицу в сказках называют Жар-птица ?

Дети : - Потому что она яркая, а хвост ее похож на пламя…

Воспитатель : - Да, птица эта красочная, у нее необычные крылья, хвост, хохолок.

Она похожа на обычную птицу?

Дети : -Да

Воспитатель : - Вы правильно заметили, ребята, что при всем разнообразии птиц, они имеют много общего. Все птицы, и сказочные и реальные имеют одни и те же части тела. Какие части тела есть у птиц?

Дети : - туловище, крылья, хвост, голова, шея, лапки, клюв.

Я предлагаю вас пофантазировать и создать образ Жар-птицы такой , какой вы себе представляйте. Но прежде чем мы приступим к работе, мы с вами поиграем.

Физкультминутка

Птички начали спускаться,

На поляне все садятся.

Предстоит им долгий путь,

Надо птичкам отдохнуть. (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд.)

И опять пора в дорогу,

Пролететь нам надо много. (Дети встают и машут «крыльями» .)

Вот и юг. Ура! Ура!

Приземляться нам пора.

Теперь садимся за столы. Что вы видите перед собой?

(ответ детей - цветные бумаги красного и жёлтого цвета, клей, ножницы, лист бумаги, карандаши и так далее)

Самостоятельная работа детей за столами (под музыкальное сопровождение) .

В конце занятия устроить выставку картин о Жар-птице - птице Счастья .

Ребята, вы не забыли, для чего мы создали таких красивых Жар-птиц ? Что было для вас самым сложным? Как вы думаете, хвост у чьей птицы, наиболее интересен и красив? Молодцы, все проявили фантазию, постарались .

Публикации по теме:

Сказка «Жар-птица» В неком царстве-государстве. Яркий праздник. Ждут гостей. Принесли подарков разных Для царя на юбилей. Во дворце готовят пир, Чтоб свести.

Конспект интегрированной НОД по познавательному развитию и рисованию в старшей группе «Жар-птица, лес ты освети!» Программное содержание: Закреплять знакомство детей с народным творчеством. Учить детей в рисунке передавать характерные черты сказочной.

Конспект открытого занятия по художественному творчеству в старшей группе «Птица счастья» Цель: изготовление птицы как символ счастья, принятый в народной культуре России. Задачи: Расширить представления о русской народной культуре;.

Конспект оздоровительного занятия в старшей группе по сказке В. Сутеева «Что это за птица»? Конспект оздоровительного занятия по мотивам сказки В. Сутеева «Это что за птица?» Задачи: Сохранять и укреплять здоровье детей;.

Нашему садику день рождение,и вот в связи с этим знаменательным днем,я решила сделать жар птицу из оригами Делаем модули из бумаги разных.

Горохова Татьяна Мастер-класс "Жар-птица" Уважаемые коллеги, позвольте представить вам детский мастер-класс под названием "Жар-птица",который.

В центре композиции возвышается фигурка золотой птицы. Она восседает на ветке, усеянной золотыми яблоками. Образ такой чудесной птицы есть в сказках большинства народов мира. В русском фольклоре поиск жар-птицы всегда сопряжен с большими трудностями, которые герой должен преодолеть с помощью своих помощников. Воплощение огня и света, она одним своим пером способна рассеять тьму, а крылья ее - как языки обжигающего пламени. Поэтому не так-то просто поймать ее, когда она клюет в волшебном саду золотые яблоки, дающие молодость, красоту и бессмертие. Единственный способ изловить ее - сделать ловушку из золотой клетки, подложив в нее волшебные яблоки.

Во многих сюжетах повторяется один и тот же мотив: неуловимая жар-птица теряет одно-единственное перышко, которое еще долгое время светится и отдает тепло. Нашедший его герой теряет покой. Ему так хочется завладеть чудесной птицей, что он готов на любые вызовы. Легенды приписывают ей целительные свойства: слепым птица возвращает зрение, пение ее излечивает больных. Золотые яблоки, за которыми она выбирается ночью из своей золотой клетки, дают ей вечную молодость, красоту и бессмертие.

Столь яркий, овеянный романтическим ореолом образ не мог остаться без внимания поэтов и художников. Перестав быть исключительно сказочным персонажем, жар-птица превратилась в символ чего-то страстно желаемого, таинственного, вожделенного, но в то же время трудно достижимого, недоступного. Богатство, благополучие, счастье, любовь - с жар-птицей постоянно связаны самые глубинные чаяния народа. Но не так-то просто поймать жар-птицу: она живет за тридевять земель, в золотой клетке. И охраняют ее добрые молодцы - богатыри-герои.

В этой композиции три воина оберегают покой жар-птицы. Пожилой, зрелый и совсем молодой - они воплощают преемственность поколений в сохранении самого ценного. Аллегорическое иносказание позволяет усилить эффект: старый и зрелый воины, уставшие, уснули прямо на посту, тогда как самый молодой бодрствует и всегда готов встать на защиту сокровенной тайны. Тем самым мастера демонстрируют готовность молодого поколения перенять эту благородную ответственность и сохранить национальные ценности, чаяния и надежды в безопасности.

Из сказки об Иване-царевиче, Жар-птице и Сером Волке

На третью ночь пошел в сад караулить Иван-царевич. Стал он ходить около яблони, даже присесть боится, кабы не заснуть. Караулит час, караулит другой и третий. Спать захочется - глаза росой промоет. Прошла половина ночи, и вдруг что-то засветилось вдалеке. Свет летел прямо на него, и стало в саду светло, как днем. Это прилетела Жар-птица, села на яблоню и начала щипать золотые яблочки. Иван-царевич притаился, подкрался, изловчился и ухватил ее за хвост. А Жар-птица стала так рваться, что, как ни крепко держал ее Иван-царевич, все же вырвалась и улетела, оставив у него в руке лишь одно перо из хвоста.

Поутру, лишь только царь проснулся, Иван-царевич пошел к нему, рассказал, какой вор к ним повадился, и показал перо Жар-птицы. Царь обрадовался, что меньшему сыну удалось хоть перо достать, и спрятал его в своих покоях. С тех пор Жар-птица в сад не летала, и царь начал и есть, и пить, и спать. Но он любовался на перышко, думал да думал о Жар-птице и надумал послать сыновей за нею. Позвал он их к себе и сказал:

Вот что, сынки мои милые! Взнуздали бы вы добрых коней, поездили бы по белу свету, отыскали бы Жар-птицу да привезли бы ее ко мне, а то она опять затеет к нам летать да яблоки красть.

Старшие сыновья отцу поклонились, в путь-дорогу собрались, оседлали своих добрых коней, надели доспехи богатырские и выехали в чистое поле искать Жар-птицу, а Ивана-царевича царь по младости его от себя не отпустил. Стал слезно упрашивать его Иван-царевич и умолил наконец. Садится он на богатырского коня и едет, долго ли, коротко ли, - скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Наконец доехал он до росстани, а от росстани три дороги идут, и стоит там каменный столб, а на том столбе написано:

«Кто поедет от столба сего прямо, будет голоден и холоден; кто поедет в правую сторону, будет здрав и жив, а конь мертв; а кто поедет в левую сторону, сам убит будет, а конь жив».

Иван-царевич прочитал эту надпись, долго думал, по которой дороге решиться ехать, наконец, поехал в правую сторону, чтобы самому живым остаться.

Долго ли, коротко ли, приезжают они к каменной стене. Волк остановился и говорит:

Ну, Иван-царевич! Перелезь через эту стену. Тут за стеной сад, а в том саду Жар-птица в золотой клетке. Часовые все спят, ты Жар-птицу возьми, а золотую клетку смотри не трогай, а то беда будет.

Выслушал Иван-царевич Серого Волка, перелез через каменную стену, спустился в сад и увидел Жар-птицу в золотой клетке. Вынул птицу из клетки и пошел было назад, да потом и раздумался: «Зачем я взял Жар-птицу без клетки, что я ее за пазухой повезу? Да и клеточка-то дорогая, вся алмазами усыпана». Забыл он, что говорил ему Серый Волк, воротился и лишь схватился за золотую клетку - как вдруг пошел стук и звон по всему саду. От клетки той проведены были потайные струны со всякими бубенчиками и погремушками.

Сторожа пробудились, прибежали в сад, схватили Ивана-царевича, скрутили ему руки и привели к своему царю Афрону.

Цели:

  1. Познакомить с образом сказочной птицы в декоративно-прикладном искусстве. Закрепить знания о жанре анималистки, о холодных и теплых цветах.
  2. Формировать навыки декоративного рисования карандашом, фломастерами. Развивать зрительную память, творческое мышление
  3. Воспитывать в ребенке чувство прекрасного и умения творчески преображать формы реального животного мира в условно-декоративные.

Оборудование урока: для учащихся – карандаши цветные, фломастеры, лист бумаги, конвертики с цветными квадратиками (холодные и теплые цвета).

Зрительный ряд: слайды реальных и фантастических птиц, сувениры, игрушки. Произведения М. Врубеля “Царевна-Лебедь”, Васнецова “Птица Сирин”.

Литературный ряд: загадки.

Музыкальный ряд: фантастические образы из музыкальных произведений на темы сказок.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Задачи:

1. Создать комфортную обстановку для работы на уроке.

2. Психологически подготовить учащихся к общению.

Проверка готовности к уроку.

Только учитель начал сообщать тему урока как послышался стук, непонятный шум, появляется кукла-птица Каркуша (перчаточная кукла).

Ох, как я вовремя! Здравствуйте, ребята! Слышала я, что вы птиц умеете рисовать, вот и принесла я вам большой привет от всех птиц наших и просьбу большую: нарисовать птиц необычных, сказочных. Хотим выставку рисунков у себя в лесу открыть на “Праздник птиц”, да с фантазией у нас что-то плохо, ничего нового придумать сами не можем, решили к вам с такой просьбой обратиться. Помогите нам, пожалуйста!

Ну что, ребята, поможем?

Тема урока у нас сегодня будет: “Сказочная птица”.

Кукла “Каркуша”:

А я вам еще и загадки про птиц принесла, вот послушайте и отгадайте

Не сидит она на месте
На хвосте разносит вести. (Сорока)

По ночам летает
На охоту
Днем не видит
Да и спать охота. (Сова)

Зимой на ветках - яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это … (Снегири)

Крылья этой редкой птице
Могут в море пригодиться
Птица крыльями гребет,
На южном полюсе живет. (Пингвин)

У этой птицы
Клюв, как две спицы,
Ноги длинные, как у циркуля
По воде она гуляет,
То и дело нос купает. (Цапля)

В лесу под щебет, звон и свист
Стучит лесной телеграфист:
“Здорово, дрозд, приятель!”
И ставит подпись... (Дятел)

Ох, и молодцы, все загадки отгадали!

Не только отгадки знаем, но и рисовать этих птиц умеем. Правда, ребята? (Да!) А как называется жанр в искусстве, где изображает художник зверей и птиц? (Анималистический)

Итак, тема нашего урока “Сказочная птица”. Издревле в сказках разных народов мира очень часто присутствует образ птицы. Он может быть злой, может быть добрый, но чаще все-таки образ птицы несет с собой людям счастье, свет, удачу. Вспомните и назовите сказки, мультфильмы, где есть образ птицы (дети называют: Царевна Лебедь - “Сказка о царе Салтане”, “Финист – ясный сокол”, “Жар птица”, птица Феникс в восточных сказках и т.д.)

А сейчас мы с вами посмотрим изображение птицы в разных видах искусства.

Демонстрация слайдов: “Образ птицы искусстве”

В искусстве образ птицы-счастья можно встретить в вышивке, в резьбе по дереву, в народных промыслах гжели, хохломы, городецкой росписи, мезенской ит.д. А сколько интересных образов птицы вы встретите в народной игрушке: вот индюк в дымковской игрушке, а вот птицы – свистульки филимоновской игрушки. Ребята, обратите внимание на элементы росписи в народных игрушках. Какие элементы росписи используют народные мастера? (круги большие и маленькие, ромбики, овалы, волнистые линии, точки, штрихи и т.д.). А это образ птицы с девичьим лицом – птица Феникс.

Можно ли отнести изображение сказочной птицы к анималистическому жанру? (Изображение сказочной птицы можно отнести к этому жанру только отчасти, так как птица придумана и декоративна).

2. Этап проверки понимания учащимися материала.

При работе над заданием нам надо будет вспомнить о теплых и холодных цветах, о контрасте. Я предлагаю вам поиграть в игру.

Игра в паре “Подбери цвет”

Задача:

1. Закрепить знания детей о теплых и холодных цветах.

2. Уметь подбирать разные сочетания цветов и оттенков.

На столе у ребят квадратики теплых и холодных цветов, а так же оттенки.

Задание: подобрать из двух цветов.

1 - контрастное цветовое сочетание (холодное-теплое)

2 - нежное цветовое сочетание (холодные и теплые пастельные сочетания)

3 - злое цветовое сочетание, печальное (холодные цвета)

Наиболее удачные варианты ребята показывают всему классу.

Задание: придумать образ сказочной птицы, причем не просто изобразить ее, а передать характер птицы, ее настроение.

Какая может быть птица по характеру? (Добрая, злая, нежная, грубая)

А по настроению? (Грустная, веселая, печальная)

Для передачи веселой и доброй птицы, какие возьмем цвета? (Геплые, яркие)

Дя злой птицы какие лучше взять цвета? (Холодные, смешанные с черным цветом)

При рисовании птицы будьте смелее, можно взять, например, тело птицы, а голову крокодила с острыми зубами и хвостом сороки (можно показать это на доске, чтобы ребята смелее фантазировали, а не повторяли увиденные образы).

В какой части листа будем размещать рисунок? (По центру листа)

Круговыми движениями руки ребята показывают расположение рисунка на бумаге.

3. Работа над заданием.

По ходу выполнения задания учитель следит за работой ребят. По мере выполнения задания ребята выносят свои работы на выставочный стенд.

Уборка рабочих мест.

4. Подведение итогов урока.

На стенде представлены работы ребят

Каркуша хвалит всех ребят, восхищается их работами, отмечает самые необычные работы, оригинальные, отличающиеся именно своей сказочностью. Каркуша благодарит ребят за то, что они откликнулись на ее просьбу - выполнить рисунки сказочной птицы для лесной выставки, и пригласила всех ребят к ним на праздник.

5. Рефлексия.

А сейчас мы с вами вернемся к нашим цветным квадратикам. Прежде чем выполнить действие хорошо подумайте. Если вам понравился урок, и вам было очень интересно работать – возьмите какой-либо теплого цвета квадратик, а если вам было скучно на уроке и неинтересно – возьмите квадратик холодного цвета.

6. Домашнее задание.

Каркуша просит ребят дома, вместе с родителями придумать небольшой кроссворд о птицахдля лесной газеты.

Вот и подошел к концу наш урок. Каркуша очень довольна вашими рисунками, а я очень довольна вами. Вы сегодня здорово поработали и у вас получились замечательные рисунки. Спасибо вам. Урок закончен.

Конспект занятия

по художественной литературе и аппликации с элементами рисования на тему: « Жар-птица » в подготовительной группе

Программное содержание:

  • Познакомить детей с приёмом штриховки и тушёвки цветными карандашами и фломастерами;
  • учить детей сочетать в одном художественном образе аппликативные и художественные элементы;
  • учить детей передавать характерные черты сказочной птицы.
  • продолжать освоение художественного приема «наложение» при создании накладной многоцветной аппликации;
  • формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателем и детьми;
  • вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие;
  • способствовать развитию эстетические чувства;
  • воспитывать у детей эмоциональное отношение к образу;
  • развивать творчество, воображение;
  • воспитывать любовь к художественному слову.

Предварительная работа:
- рассматривание: перьев павлина; иллюстраций павлина «Птиц счастья», иллюстраций к сказке «Жар – птица», сказочных птиц, иллюстраций к книге С.Я. Маршака «Старик – годовик» Васнецова В.М.; беседа о сказочных птицах; чтение русских народных сказок; просмотр мультфильма «Конёк - Горбунок» Ершова П.П.

Материалы и оборудование:

  • листы бумаги формата А 4; для фона тонированный лист А3; ножницы,

клей, кисточки для клея, салфетки, цветные карандаши, фломастеры, простые карандаши, перья павлина; текст стихотворения В. Набокова «Перо»; текст отрывка сказки «Царевна Марьяна и Жар – птица»;

Ход организованной образовательной деятельности.

1 часть.

(Дети стоят полукругом)
Воспитатель читает детям стихотворение В. Набокова «Перо»:

Зелёненьким юрким внучатам
Наказывал Леший в бору:
По чёрным ветвям, по зубчатым,
Жар – птица порхнёт ввечеру;

Поймаете её, лешенёчки,
И клетку из лунных лучей
Возьмите у ключницы ночки,
Да так, чтоб не видел Кощей.

Далече от чащи брусничной
Умчите добычу свою,
Найдите вы домик кирпичный
В заморском туманном краю.

Оставьте её на пороге:
Там кроткий изгнанник живёт,-
Любил он лесные дороги
И вольный зелёный народ».

Так дедушка – леший на ели
Шушукал, и вот ввечеру,
Как струны, стволы зазвенели,
И что – то мелькнуло в бору.

Маячило, билось, блестело.
Заохал, нахохлился дед…
«Родимые, знать улетела
Жар – птица из пёстрых тенёт».

Но утром, как пламя живое,
На пыльном пороге моём
Лежало перо огневое
С цветным удлинённым глазком.

Дети, посмотрите на это перо. Как вы думаете, чьё оно? (павлина, экзотической птицы)
- Правильно, ребята! Какую сказочную птицу вам напоминает павлин?
(Жар – птицу)
– А вы знаете, почему её в народе называют “Жар-птица”?
(потому что она красивая, яркая, её перья горят, как огонь)

Все правильно, а теперь послушайте мой рассказ о сказочной Жар-птице.

«Жар-птица - сказочная птица , персонаж русских сказок. Перья Жар-птицы обладают способностью светить и своим блеском поражают зрение человека. Жар-птица огненная птица, её перья блистают серебром и золотом.

Живёт Жар-птица в райском саду, в золотой клетке. По ночам вылетает из нее и освещает сад собою так ярко, как тысячи зажжёных огней. Жар-птица питается золотыми яблоками, дающими молодость, красоту и бессмертие; когда она поет, из её клюва сыплются жемчуга. Пение жар-птицы исцеляет больных и возвращает зрение слепым. Каждый год, осенью, Жар-птица умирает, а весной возрождается. Иногда можно найти выпавшее перо из хвоста Жар-птицы; внесенное в тёмную комнату, оно заменит самое богатое освещение. Со временем такое перо превращается в золотое. Для ловли Жар-птицы используют золотую клетку с яблоками внутри, как ловушку. Поймать голыми руками её нельзя, так как можно обжечься об её оперение.»
«Образ Жар-птицы был одним из любимых в народе. Сделает крестьянин из щепы или сосновой дранки птицу, подвесит её на ниточке к потолку и любуется ею. Глядя на неё, крестьянин верил, что лишь прилетит такая птица в его края, расправит крылья, распушит свой хвост, и на весь вольный свет растают снега, зазеленеют травы, покроются листвой деревья. Ведь птицы издавна в народе считались предвестниками весны и тепла. Своим громким щебетом они прогоняли с земли силы тьмы. И люди искренне верили, что птицы приносят радость и счастье.»

А какую сказку мы с вами недавно читали про жар- птицу?
- О ком в сказке рассказывалось? (про царевну Марьяну)
- А как в сказке появилась Жар – птица? (молния в синичку угодила)
Вот послушайте внимательно, как в сказке о превращении говорится.

Воспитатель читает отрывок из сказки «Царевна Марьяна и Жар – птица».
Взвилась птичка в небо, а туча еще выше, да как раскатилась громом и ударила в птичку молнией - бах! Перевернулась птичка, посыпались с нее кенареечные перья, и вдруг выросли у птицы шесть золотых крыльев и павлиний хвост. Пошел от птицы яркий свет по всему лесу. Зашумели деревья, проснулись птицы. Ночные русалки с берега в воду попрыгали.
И закричали звери на разные голоса:
- Жар-птица, Жар-птица!!!

Все дети любят сказки и цветные сны. давайте, ребята сделаем с вами свою Жар – птицу. Посмотрите, какие разные бывают Жар- птицы, каждый художник изобразил ее по своему. А что общего у них, давайте посмотрим? (у всех красивые, разноцветные хвосты). Мы с вами будем делать Жар-птицу из наших ладошек. Перед вами лежит все необходимое для нашей работы. Сначала нам надо перерисовать свои ладошки на лист бумаги, вырезать их, красиво, ярко раскрасить- это будут перья нашей Жар-птицы, когда все перья будут готовы мы соберем их в красивый хвост. а теперь я предлагаю вам начать работу.

2 часть.

Индивидуальная работа с детьми:

а) инд. показ на материале педагога;

б) дополнительное рассматривание;

в) советы, напоминания, уточнения

- Ребята, я вижу все закончили работу с перьями-ладошками, давайте немного отдохнем.

Физкультурная минутка:

В одной из сказок жар-птица научила султана играть в игру «Море волнуется». Давайте и мы поиграем в эту игру.

Море волнуется – раз,
Море волнуется – два,
Море волнуется – три,
Морская фигура, замри.

Мы немного отдохнули, а теперь доделаем начатую работу.

(делаем коллективную аппликацию: собираем ладошки в сказочную Жар-птицу)
3 часть.

Ребята, давайте повесим нашу сказочную птицу на мальберт и посмотрим, какая красивая у нас получилась Жар-птица.
(Помещаем работу на выставочный мальберт).
Посмотрите, как будто к нам прилетела настоящая Жар – птица из сказки. теперь она будет жить у нас в группе, дарить нам свои песни, рассказывать сказки. И тогда дети в нашем детском саду, как и царевна Марьяна, больше не будут плакать, потому что каждый сон час будет прилетать к ним Жар-птица, садиться на кровать, рассказывать сказки, а детям будут сниться красивые, сказочные сны.


    Оборудование:

    Зрительный ряд: презентация к уроку,
    Материалы и инструменты:

    Задание:

    Ход урока

    1. Орг. момент

    2. Психологический настрой.

    3. Вводная беседа

    Птица чудная она.
    Вся из пламени-огня.
    Крылья плавно поднимает,
    Хвост как веер распускает,
    Глазки яхонтом горят -
    Удивительный наряд.
    Побеждает темень, мрак.
    Туче черной - первый враг.
    А перо той дивной птицы
    Вмиг желание исполнит,
    Людям счастье принесет.

    Правильно, Жар-птица.
    Сообщение темы урока "Сказочный образ жар-птицы".

    Говорят, что тот, кто найдет ее перо, у того исполнится самое заветное желание, а сама Жар-птица прилетит на зов о помощи.

    Жар-птица — сказочная птица, персонаж русских сказок, обычно является целью поиска героя сказки. Перья жар-птицы обладают способностью светить и своим блеском поражают зрение человека. Жар-птица огненная птица, её перья блистают серебром и золотом, крылья как языки пламени, а глаза светятся как кристалл.

    5. В каких сказках

    Жар-птица в сказках - «Конёк-горбунок», «Иван царевич и серый волк»…..

    художники в своих картинах.

    Работа в группах.


    (Жар-птица в клетке высокомерная и гордая).


    (Она испуганная)


    (возмущенная)

    Но у всех она какая?
    (красивая, волшебная, сказочная)

    8. Физминутка:

    Птицы летят,
    Крыльями шумят.
    Прогнулись над землей,
    Качают головой.
    Прямо и гордо умеют держаться.
    И очень бесшумно
    На место садятся.
    9. Самостоятельная работа учащихся.

    После завершения работы, на оборотной стороне пера напишите свое имя, загадайте одно заветное желание. Прикрепите перья к птице на доске. Ночью наша Жар-птица улетит в сказку и в наши сны. Обронит где-нибудь перышко с вашим желанием, оно сбудется, а тому, кто найдет его - принесет счастье.
    10. Итог работы.

    11. Рефлексия.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока ИЗО. Сказочный образ жар-птицы. »

ИЗО, 2 класс, 3 четверть, дата__________________

Тема : «Сказочный жанр. Жар-птица».

Тип урока: формирование новых знаний.

Цель: создать условия для эффективной работы учащихся на уроке над коллективным сказочным образом.

Задачи:

    познакомить учащихся со сказочным образом жар-птицей;

    развивать познавательный интерес;

    формировать умения работать индивидуально и в коллективе;

    развивать творческое воображение и фантазию в процессе выполнения творческого задания;

    воспитывать чувство красоты через восприятие произведений русских художников и творческое отношение к заданию.

Оборудование:

Зрительный ряд: презентация к уроку, репродукция картины В.М.Васнецова «Ковер-самолет», иллюстрации И.Я. Билибина к сказке «Иван царевич, Жар-птица и Серый волк», иллюстрации к различным изданиям сказки «Конек Горбунок», иллюстрация росписи на шкатулке «Жар-птица».
Материалы и инструменты: незаконченное изображение Жар-птицы, шаблоны перьев, листы бумаги, масляная пастель, восковые мелки

Задание: выполнить перья и наклеить их в соответствующем порядке на изображение Жар-птицы.

Ход урока

1. Орг. момент

2. Психологический настрой.

У каждого из нас есть заветное желание. Так хочется, чтобы оно воплотилось в реальность. Вот только, кто его исполнит. Сегодня у вас будет возможность загадать это желание одному сказочному образу. А вот, что потом произойдёт, узнаем

3. Вводная беседа

Отгадайте мою загадку, о ком пойдёт речь.

Птица чудная она.
Вся из пламени-огня.
Крылья плавно поднимает,
Хвост как веер распускает,
Глазки яхонтом горят –
Удивительный наряд.
Побеждает темень, мрак.
Туче черной – первый враг.
А перо той дивной птицы
Вмиг желание исполнит,
Людям счастье принесет.

Правильно, Жар-птица.
Сообщение темы урока "Сказочный образ жар-птицы".

Поиск знаний учащихся. Что вы знаете о жар-птице. (записывать ассоциации на доске вокруг птицы)

Какая связь по вашему мнению есть между жар-птицей и желанием человека?

Говорят, что тот, кто найдет ее перо , у того исполнится самое заветное желание, а сама Жар-птица прилетит на зов о помощи. Также, говорят, что с помощью пера жар птицы можно находить клады, так как подобное притягивает подобное. И так золотое перо притягивает золото, хранящееся в земле.

4.Сообщение нового. Презентация.

Жар-птица - сказочная птица, персонаж русских сказок, обычно является целью поиска героя сказки. Перья жар-птицы обладают способностью светить и своим блеском поражают зрение человека. Жар-птица огненная птица, её перья блистают серебром и золотом, крылья как языки пламени, а глаза светятся как кристалл.

Живёт Жар-птица в райском саду Ирии, в золотой клетке. По ночам вылетает из нее и освещает сад собою так ярко, как тысячи зажжёных огней.

Добыча жар-птицы сопряжена с большими трудностями и составляет одну из главных задач, которые задает в сказке царь (отец) сыновьям. Добыть жар-птицу удается лишь младшему сыну. Мифологи объясняли жар-птицу как олицетворение огня, света, солнца. Жар-птица питается золотыми яблоками, дающими молодость, красоту и бессмертие.

Когда она поет, из её клюва сыплются жемчуга. Пение жар-птицы исцеляет больных и возвращает зрение слепым. Каждый год, осенью, Жар-птица умирает, а весной возрождается. Иногда можно найти выпавшее перо из хвоста Жар-птицы; внесенное в тёмную комнату, оно заменит самое богатое освещение. Со временем такое перо превращается в золотое.

5. В каких сказках можно встретить образ жар-птицы?

Жар-птица в сказках – «Конёк-горбунок», «Иван царевич и серый волк»…..

Жар-птица и Василиса Прекрасная»

Красоту и лучезарность этой птицы отображали писатели и народ в строчках, а художники в своих картинах.

Я приглашаю вас в галерею художников, где главная героиня Жар-птица.

По-разному и в то же время одинаково изображают её в художники. Можно даже определить характер птицы.

Работа в группах.

Посмотрите на иллюстрацию и определите характер птицы, внешний облик.

№1 Картина Виктора Михайловича Васнецова «Ковер-самолет»
(Жар-птица в клетке высокомерная и гордая).

№2 Иллюстрация к русской народной сказке «Об Иване-царевиче, Жар-птице и Сером Волке» Ивана Яковлевича Билибина
(Она испуганная)

№3 Иллюстрации к сказке Петра Петровича Ершова «Конек-горбунок»?
(возмущенная)

Но у всех она какая?
(красивая, волшебная, сказочная)

* На какую птицу похожа Жар-птица. В чём вы видите сходство?

6. Попробуем определить цветовую гамму жар-птицы. Перед вами палитра художника. Обведите те цвета, которые на ваш взгляд соответствуют жар-птице.

Почему эти цвета вы выбрали, обоснуйте свой ответ.

(жар-птица имеет цвета, от которых становится жарко, тепло)

Но сейчас мы добавим каплю ещё одного цвета, посмотрев на пламя свечи, которое напоминает перышко жар-птицы.

Если это цвета символизирующие огонь, так как же можно было поймать жар-птицу?

Поймать голыми руками её нельзя, так как можно обжечься об её оперение.

Для ловли Жар-птицы использовали золотую клетку с яблоками внутри, как ловушку.

7. Но мы ловить птицу не будем. Приближается весна, время возрождения жар-птицы. Мы создадим её. Перед вами незаконченное изображение сказочной птицы. Красота и сказочность ее будет зависеть от вас. И она не будет похожа ни на одну из предыдущих птиц. Она будет особая. Перед вами лежат шаблоны перышек. Ваша задача, выполнить в цвете, используя восковые мелки, перья для нашей Жар-птицы. Используйте те, цвета, которые находятся перед вами на карточке- палитре. После того, как будет готово перо, украсьте его паетками.

Но прежде, чем приступим перышки расписывать, давайте почувствуем себя настоящими птицами.

8. Физминутка:

Птицы летят,
Крыльями шумят.
Прогнулись над землей,
Качают головой.
Прямо и гордо умеют держаться.
И очень бесшумно
На место садятся.
9. Самостоятельная работа учащихся.

А теперь, с новыми силами начинайте фантазировать и творить красоту.

Наносим более светлые оттенки (жёлтый, цв. оранжевый)

Прорисовываем узоры красным, бордовым

После завершения работы, на оборотной стороне пера напишите свое имя, загадайте одно заветное желание. Прикрепите перья к птице на доске. Ночью наша Жар-птица улетит в сказку и в наши сны. Обронит где-нибудь перышко с вашим желанием, оно сбудется, а тому, кто найдет его – принесет счастье.

10. Итог работы.

Ах, какая красота! Что за прелесть! Вот такой я себе её и представляла, даже лучше получилась она у вас. Вы превзошли все мои ожидания. Не только от красоты, но и от теплоты ваших рук оживет она.

А что нового вы узнали о жар-птице?

11. Рефлексия.

Перед вами то, что любит жар-птица. Это яблоки. Напишите на них одно слово, которое характеризует ваше настроение, состояние души в конце урока.

ШКОЛА-ГИМНАЗИЯ №95

РАЗРАБОТКА

урока по изобразительному искусству

2 класс

Тема : «Сказочный жанр. Жар-птица».

Подготовила: Третьякова Е.М.

Караганда - 2014

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: