Взаимодействие генов и их множественное действие. (9 класс). Презентация "взаимодействие генов" Взаимодействие неаллельных генов

Взаимодействие
генов
Взаимодействие
аллельных генов
Взаимодействие
неаллельных генов
Неполное
доминирование
Эпистаз
Полное
доминирование
Кодоминирование
Полимерия
Кооперация
Комплементарность

Взаимодействие аллельных генов
Полное доминирование
При полном доминировании
доминантный аллель полностью
подавляет действие рецессивного
аллеля.
Расщепление по фенотипу в F2 3:1

Взаимодействие аллельных
генов
Неполное
Оба аллеля – и доминирование
доминантый, и рецессивный –
проявляют своё действие, т.е. доминантный аллель не
полностью подавляет действие рецессивного аллеля
(промежуточный эффект действия)

Взаимодействие аллельных
генов
Кодоминирование
При кодоминировании (гетерозиготный
организм содержит два разных доминантных
аллеля, например А1 и А2 или JA и JB),
каждый из доминантных аллелей проявляет
свое действие, т.е. участвует в проявлении
признака.
Расщепление по фенотипу в F2 1:2:1

Примером кодоминирования служит IV
группа крови человека в системе АВО
генотип –JA, JB,
фенотип – АВ, т.е.
у людей с IV
группой крови в
эритроцитах
синтезируется и
антиген А (по
программе гена JA),
и антиген В (по
программе гена JB).

Взаимодействие неаллельных
генов
Эпистаз
Подавление проявления генов одной
аллельной пары генами другой.
Гены, подавляющие действие других
неаллельных генов, называются
супрессорами (подавителями).

Эпистаз
Доминантный
Рецессивный
Расщепление
по фенотипу в
F2 13:3
Расщепление
по фенотипу в
F2 9:3:4
Наследование окраски
Наследование окраски
шерсти домовых мышей
оперения кур

Доминантный
эпистаз
Ген С определяет наличие
предшественника пигменту
(хромогена), т. е. окрашенность
пера, его аллель с - отсутствие
хромогена и, следовательно,
неокрашенность пера птицы.
Ген I является подавителем
действия гена С, аллель i не
подавляет его действия. В
присутствии даже одной дозы
гена I в генотипе птицы
действие генов окраски не
проявится.

Рецессивный эпистаз

Кооперация
Кооперация– появление новообразований при
совместном действии двух доминантных
неаллельных генов, когда в гомозиготном или
гетерозиготном состоянии развивается новый
признак отсутствующий у родительских форм.
Расщепление по фенотипу 9:3:3:1


Комплементарность
Явление, когда признак
развивается только при
взаимном действии двух
доминантных неаллельных
генов, каждый из которых в
отдельности не вызывает
развитие признака
Расщепление по
фенотипу 9:7 причём 7 (6:1;
3:4; 3:3:1)

Задача на комплементарность
У душистого горошка окраска
цветов проявляется только
при наличии двух
доминантных генов А и В.
Если в генотипе имеется
только один доминантный
ген, то окраска не
развивается. Какое
потомство F1 и F2получится
от скрещивания растений с
генотипами ААвв и ааВВ?

Взаимодействие неаллельных генов
Полимерия
Явление, когда несколько неаллельных
доминантных генов отвечают за сходное
воздействие на развитие одного и того же
признака.
Чем больше таких генов, тем ярче
проявляется признак (цвет кожи,
удойность коров)

Пример полимерии

Задача на полимерию
Признак
Тёмнокрасная
Красная
Светлокрасная
Бледнокрасная
Белая
Ген Генотип
А, В ААВВ
ААВв,
АаВВ
ААвв,
АаВв,
ааВВ
ааВв,
Аавв
а, в аавв
Цвет
зёрен
у
пшеницы
контролируется
двумя
парами
несцепленных генов, при этом
доминантные гены обуславливают
красный цвет, а рецессивные гены
окраски не дают. Растение, имеющее
красные зёрна, скрещивается с
красными, но Менее яркими. В
потомстве
получились
краснозёрные, но с различной
степенью
окраски,
и
часть
белозерных.

Задача на полимерию
Если темнокожая женщина (A1A1A2A2) и белый
мужчина (a1 a1 a2 a2) имеют детей, то в какой
пропорции можно ожидать появление детей –
полных негров, мулатов и белых?
Решение задачи
Обозначение генов:
А1, А2 гены определяющие наличие пигмента
а1, а2 гены определяющие отсутствие пигмента

Решение задачи:

Домашнее задание

Параграф 22

Шесть шляп мышления Эдварда де Боно

Факты и цифры
Эмоции и чувства
Что здесь не так?
Творчество и креативность
В основе – позитив!
Обобщения и выводы

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Из отношений чисто человечьих, Дающих вездесущей жизни ход, Рождающих и радость, и кручины, Есть отношенья женщины с мужчиной. А можно говорить наоборот. Всё остальное, если Вам угодно, От этих отношений производно. Василий Федоров.

Тема. Генотип как целостная система. Взаимодействие генов.

Мне необходимо разобраться самому. А чтобы разобраться самому, нужно думать сообща... Борис Васильев

Цели: 1. Знать: типы взаимодействия генов, генетическую терминологию; 2. Понимать суть различных взаимодействий генов; 3. Уметь: оперировать генетическими понятиями, объяснять целостность генотипа; 4. Применять термины и понятия в ситуациях повседневной жизни. 5. Оценивать результаты взаимодействия генов с точки зрения их значимости для конкретного организма.

Ген Признак Плейотропное (от греч. pleion – множество и tropos – направление) или множественное действие гена – это влияние одного гена на формирование нескольких признаков. Признак 1 Признак 3 2

Ген Признак Взаимодействие генов – это влияние нескольких генов на развитие одного признака. Ген 1 Ген 3 2

Взаимодействие генов Неаллельных Аллельных 1. Комплементарность. 2. Эпистаз. 3. Полимерия. 1. Полное доминирование. 3. Кодоминирование. 2. Неполное доминирование.

Экспресс - лотерея! 1 2 3 4 5

Выводы: 1. Генотип – это система, взаимодействующих генов. 2. Целостность этой системы характеризуется взаимосвязью и согласованностью биохимических и физиологических процессов. 3. Взаимодействуют друг с другом как аллельные, так и неаллельные гены, расположенные в различных локусах одних и тех же и разных хромосом.

Творческое задание. Буриме. Создайте поэтическое произведение, используя рифмы: 1. Наследственность – ответственность. 2. Локус – фокус. 3. Генотип – фенотип. 4. Раз – эпистаз. 5. Плейотропия – утопия. 6. Комплементарность – благодарность. 7. Век – человек. Разрешается: 1. Любая последовательность. 2. Использование рифм с другими генетическими терминами. Критерии оценки: 1. Содержание. 2. Благозвучие.

Полное доминирование A – желтая окраска горошин a – зеленая окраска горошин P ♀ AA ♂ aa желтые зеленые гаметы A a F 1 Aa желтые x

Неполное доминирование B – пурпурная окраска лепестков b – белая окраска лепестков P ♀ BB ♂ bb пурпурные белые гаметы B b F 1 Bb розовые x

Кодоминирование I A – антигены A I B – антигены B тип взаимодействия аллельных генов, при котором у гетерозиготных организмов проявляются оба аллельных гена. i 0 – отсутствие антигенов Генотип Антигены на поверхности эритроцитов Группа крови i 0 i 0 0 (I) I A I A I A i 0 A (II) I B I B I B i 0 B (III) I A I B AB (IV) отсутствие антигенов антигены A антигены B антигены A и B (кодоминир.)

(от лат. kompementum – дополнение) тип взаимодействия неаллельных генов, при котором признак проявляется лишь в случае одновременного присутствия в генотипе организма двух доминантных неаллельных генов. A и B – нормальный слух другие варианты – глухота глухая глухой гаметы Ab aB Комплементарность нормальный слух (комплементарность) P ♀ AAbb ♂ aaBB x F 1 AaBb

Эпистаз (от греч. epistasis – остановка,препятствие) тип взаимодействия неаллельных генов, при котором один ген подавляет действие другого неаллельного гена. S – подавляет I A и I B гр. крови 0 гр. крови B гаметы i 0 S I B s I A – антигены A I B – антигены B i 0 – отсутствие антигенов s – не подавляет I A и I B гр. крови 0 (эпистаз) P ♀ i 0 i 0 SS ♂ I B I B ss x F 1 I B i 0 Ss

(от греч. poly - много) тип взаимодействия неаллельных генов, при котором степень проявления признака зависит от числа доминантных неаллельных генов в генотипе организма. A – темная окраска кожи негритянка белый мулат гаметы AB ab a – светлая окраска кожи B – темная окраска кожи b – светлая окраска кожи P ♀ AABB ♂ aabb x F 1 AaBb Полимерия

1 О целостности генотипа свидетельствует взаимодействие генов. В чем оно проявляется?

Особенности любого организма определяют белки, входящие в состав клеток. Почему же считают, что формирование признаков организма происходит под воздействием генов? 2

В чем проявляется связь между генами, белками и признаками организма? 3

Генотип нельзя рассматривать как сумму генов. Объясните почему? 4

О чем свидетельствует взаимодействие и множественное действие генов? В чем проявляются различия между этими явлениями? 5









Реши задачу: У человека кареглазость и наличие веснушек – доминантные признаки. Кареглазый мужчина без веснушек женился на голубоглазой женщине с веснушками. Определите, какие у них будут дети, если мужчина гетерозиготен по признаку кареглазия, а женщина гетерозиготна по признаку веснушек.


Оба аллеля – и доминантный, и рецессивный – проявляют своё действие, т.е. доминантный аллель не полностью подавляет действие рецессивного аллеля (промежуточный эффект действия) Расщепление по фенотипу в F 2 1:2:1 Взаимодействие аллельных генов Неполное доминирование










При кодоминировании (гетерозиготный организм содержит два разных доминантных аллеля, например А1 и А2 или J A и J B), каждый из доминантных аллелей проявляет свое действие, т.е. участвует в проявлении признака. Расщепление по фенотипу в F 2 1:2:1 Взаимодействие аллельных генов Кодоминировани е


Примером кодоминирования служит IV группа крови человека в системе АВО: генотип – J A, J B, фенотип – АВ, т.е. у людей с IV группой крови в эритроцитах синтезируется и антиген А (по программе гена J A), и антиген В (по программе гена J B). Р х II группаIII группа G JAJA J0J0 JBJB J0J0 J A J 0 J B J 0 F1F1 J A J 0 J A J B J B J 0 J 0 II группаIV группаIII группаI группа


Кодоминирование – наследование групп крови человека в системе АВО. Кодоминирование – наследование групп крови человека в системе АВО. У женщины с I группой крови родился ребенок с I группой крови. Будет ли удовлетворен судом иск к Л. М, у которого IV группа крови? Ответ: не будет, так как у этой пары не может родиться ребенок с I группой крови.














Задача: Наследование окраски цветков у душистого горошка. От скрещивания чистых линий душистого горошка с белыми цветами в F1 получились все особи с красными цветками. А от скрещивания F1 - дигетерозиготных особей горошка с красными цветками получились _ с красными цветками и _ с белыми. А - - наличие пропигмента В - - наличие фермента Комплементарност ь Взаимодействие неаллельных генов Р ААвв х ааВВ бел. бел.


У попугаев цвет перьев определяется двумя парами генов. Сочетание двух доминантных генов определяет зеленый цвет. Рецессивные по обеим парам генов особи имеют белый цвет. Сочетание доминантного гена А и рецессивного гена b определяет желтый цвет, а сочетание рецессивного гена а с доминантным геном В – голубой цвет. Задача: Комплементарност ь Взаимодействие неаллельных генов








При скрещивании двух карликовых растений кукурузы было получено потомство нормальной высоты. В F 2 от скрещи­вания между собой растений F 1 было получено 452 растения нормальной высоты и 352 карликовых. Предложите гипотезу, объясняющую эти результаты, определите генотипы исходных растений. Реши задачу:


Подавление проявления генов одной аллельной пары генами другой. Гены, подавляющие действие других неаллельных генов, называются супрессорами (подавителями). Доминантный эпистаз (расщепление по фенотипу 13:3) и рецессивным (расщепление по фенотипу 9:3:4) Эпистаз Взаимодействие неаллельных генов










Задача 2: У лука доминантный ген А определяет наличие цвета у луковиц (а – бесцветные луковицы), а ген В (b) окраску луковиц (красный цвет доминирует над желтым). Скрестили между собой растения с белыми луковицами. В полученном потомстве были растения с бесцветными и красными луковицами. Определите генотипы родительских форм и потомства. Эпистаз Взаимодействие неаллельных генов




У кур ген С обусловливает окрашенное оперение, а его аллель с - белое оперение. Доминантный ген другой аллельной пары (I) подавляет проявление окраски, а ген i позволяет гену С проявить свое действие. Дигетерозиготная курица скрещена с гомозиготным рецессивным по обоим признакам петухом. Какой цвет оперения будет у особей в F 1 ? Реши задачу:


Явление, когда несколько неаллельных доминантных генов отвечают за сходное воздействие на развитие одного и того же признака. Чем больше таких генов, тем ярче проявляется признак (цвет кожи, удойность коров) Взаимодействие неаллельных генов Полимерия



Задача Если негритянка (A1A1A2A2) и белый мужчина (a1 a1 a2 a2) имеют детей, то в какой пропорции можно ожидать появление детей – полных негров, мулатов и белых? Решение задачи Обозначение генов: А1, А2 гены определяющие наличие пигмента а1, а2 гены определяющие отсутствие пигмента



Взаимодействие неаллельных генов Коопераци я Явление, когда при взаимном действии двух доминантных неаллельных генов, каждый из которых имеет свое собственное фенотипическое проявление, происходит формирование нового признака Расщепление по фенотипу 15:1

Березиной Галины Анатольевны

Тема урока: Взаимодействие генов и их множественное действие

Цель: сформировать представления о взаимодействии генов, их множественном действии

Задачи урока:

    активизировать знания учащихся о полном и неполном доминировании, наследовании групп крови человека;

    познакомить учащихся с видами взаимодействия аллельных и неаллельных генов;

    дать представление о множественном действии генов;

    ввести следующие понятия: «кодоминирование», «комплементарность», «эпистаз», «полимерия», «множественное действие генов»;

    закрепить полученные знания в ходе выполнения заданий различного типа;

    продолжить практику решения задач по генетике (на неполное доминирование и полимерию).

    развитие познавательного интереса к предмету;

    способствовать повышению мотивации учения.

Тип урока: комбинированный.

Методы и приемы: иллюстративно-словесный

Оборудование и материалы: презентация «Взаимодействие генов».

Ход урока:

Мендель, изучая закономерности наследования, исходил из предположения, что один ген отвечает за один признак. Например, один ген отвечает за развитие цвета гороха, но не влияет на форму семян. Эти гены располагаются в разных хромосомах, и их наследование идет независимо друг от друга.

Но в дальнейшем ученые выяснили, что между генами и признаками имеются сложные взаимоотношения. В хромосомах есть не один, а много генов и они могут взаимодействовать между собой.

Записываем тему урока «Взаимодействие генов и их множественное действие».

3. Изучение нового материала

Сегодня мы рассмотрим два вида взаимодействия генов – взаимодействие аллельных генов и взаимодействие неаллельных генов.

Давайте для начала еще раз вспомним, что значат аллельные гены, а что значат, соответственно, неаллельные гены?

И начнем с взаимодействия аллельных генов, тем более что это нам знакомо, хотя и несколько в иной плоскости.

Предлагаются 2 генетические схемы (с рисунками растений).

Полное доминирование Неполное доминирование

А – желтые семена А – красные цветки

а – зеленые семена а – белые цветки

Р ♀ АА × ♂ аа Р ♀ АА × ♂ аа

желтые зеленые красные белые

F 1 Аа F 1 Аа

желтые розовые

F 2 АА: 2Аа: аа F 2 АА: 2Аа: аа

желтые желтые зеленые красные розовые белые

Расщепление по фенотипу: 3:1 Расщепление по фенотипу: 1:2:1

В том и в другом случае скрещиваются две гомозиготы (доминантная и рецессивная).

Объясните, почему в случае с «горохом» гибриды первого поколения по фенотипу точно соответствуют одному из родителей. А в случае с «ночной красавицей» у гибридов первого поколения проявился совершенно другой признак, не соответствующий ни одному из родителей.

Дополнительный вопрос (по необходимости). Как ведут себя в гетерозиготе аллели «А» и «а» по отношению друг к другу?

Записываем в тетради:

I

1. Полное доминирование - проявляется только доминантный признак, а рецессивный нет.

Пример: окраска семян гороха.

2. Неполное доминирование - у гибридов наблюдается промежуточный характер наследования.

Пример: окраска цветков ночной красавицы. В гетерозиготе (Аа) доминантная аллель (А) подавляет проявление рецессивной (а) полностью при полном доминировании и неполностью – при неполном доминировании. (Вторую часть определения сначала прошу учащихся подробно сформулировать устно, а затем кратко записать).

Как ещё называется неполное доминирование?

Действительно, другое название «неполного доминирования» - «промежуточный характер наследования» и многие воспринимают это буквально как в случае с ночной красавицей (белые × красные → розовые). Но это далеко не так. Например, андалузские куры (АА – черное оперение, аа – белое, а Аа – голубое); норка (АА – темный мех, аа – белый, а Аа – светлая окраска с темным крестом); лошадь (АА – белая масть, аа – гнедая, а Аа – золотисто – желтая).

Давайте сделаем вывод: у гибридов F1 появляется новый признак, не характерный для родителей.

3. Кодоминирование - у гибридов проявляются два признака. Так наследуется группа крови. Определяется наличием на поверхности эритроцитов молекул антигена. Ген существует в 3 аллелях – А, В, О.

Комбинируясь по два, эти гены дают шесть генотипов: АА, ОО, АВ, АО, ВВ, ВО.

Аллели 00 – 1 группа, антигена нет.

АА,АО- 2 группа, антиген А.

ВВ,ВО – 3 группа, антиген В.

АВ- 4 группа, антиген А, В.

Ген О – рецессивный. Гены А и В доминируют над геном О, но друг друга не подавляют.

«В суде слушается дело по взысканию алиментов. Мать имеет I группу крови, дети – II, III. Может ли быть отцом детей мужчина с IV группой крови?»

Вопросы к рисунку.

1. Сколько аллелей, определяющих группы крови, известно у иммуногенетического гена « I»? Назовите их.

2. Какое сочетание аллелей дает четвертую группу крови?

3. Дайте характеристику данному генотипу.

В данном случае наблюдается совместное участие обоих доминантных аллелей (А и В) в определении признака, то есть четвертой группы крови. Такое проявление взаимодействия аллельных генов называется кодоминированием (от латинского «со» - «с», «вместе»).

II . Взаимодействие аллельных генов:

1. Комплементарность А) 2 неаллельных гена, находясь одновременно в генотипе, приводят к формированию нового фенотипического признака. Ни один ген не обладает самостоятельным проявлением.

Пример 1: родители глухие – ребенок слышащий.

РААbb * aaBB

G Ab аВ

F1 A аВb - слышащий

F2 9A-B-: 3 ааB-: 3A-bb: 1aabb

Слышащий глухие глухие глухие

9:7

Б) один ген обладает самостоятельным фенотипическим проявлением, а другой нет. При взаимодействии этих генов возникает новый фенотипический эффект 9:3:4

Пример 2: окраска мышей, кроликов

А – наличие пигмента

В – распределение пигмента у основания волоса

9 (А-В-) серые:3 (А-вв) черные: 4 (ааВ-) белые

Окраска чешуи лука

9 (А-В-) красные:3 (А-вв) желтые: 4 (ааВ-; аавв) белые

В) каждый ген контролирует свой признак, но при объединении доминантных аллелей возникает новый фенотипический эффект 9:3:3:1

Наследование гребня у кур:

R – розовидный;

N – гороховидный;

R -N - - ореховидный

r r n n – листовидный

Г) два гена одинакового действия при взаимодействии дают новый фенотип 9:6:1

Пример: форма плодов у тыквы: А- и В- по отдельности – шаровидная (ААвв, ааВВ), дисковидная (А-В-), удлиненная (аавв).

2. Эпистаз – один ген подавляет действие другого гена

Ген подавитель – ингибитор, супрессор, эпистатический

Ген подавляемый – гипостатический

Пример: форма лепестков льна. А – ингибитор. 13 нормальных (А-В-, А-вв, аавв) : 3 гофрированных (aaB -)

Окраска кур: белые леггорны + белые плимутроки

13 белых: 3 окрашенных

13:3

Окраска лошадей: 12 серых (С-В-) : 3 (вороные): 1 рыжая (ссвв)

У душицы ген мужской стерильности по типу эпистаза АаВ- А-В- цветки обоеполые, А-вв мужские стерильны, аавв – летальны.

3. Полимерия - на примере кожи человека.

Альбинизм (от латинского «albus» - белый) – это отсутствие нормальной пигментации (окраски) покровов. Он встречается у представителей различных царств живой природы (привожу примеры).

Среди людей также встречаются альбиносы, но довольно редко (приблизительно 1/20, а то и на 40000 человек). У них белые волосы, очень светлая кожа, розовая или светло – голубая радужка глаз. Эти люди гомозиготны по рецессивному гену «а», доминантная аллель которого «А» отвечает за выработку в организме пигмента меланина. С помощью меланина кожа, волосы и глаза у человека приобретают окраску.

Но оказывается, что у человека образование и распределение меланина зависят и от ряда других генов. Например, доминантный ген «F» вызывает пятнистое скопление меланина, то есть то, что мы называем веснушками. А другой доминантный ген «Р» вызывает нарушение пигментации, из-за чего отдельные участки кожи (иногда довольно большие) остаются светлыми, непигментированными.

Ряд других генов влияет на количество меланина в организме человека, обеспечивая различные оттенки цвета кожи, волос, глаз.

Различия в цвете кожи представителей негроидной и европеоидной рас определяются двумя парами генов (т.е. всего 4), влияющих на количество меланина. Такое взаимодействие генов называют полимерией (однозначное действие генов).

Полимерия – чем больше доминантных генов, тем ярче выражен признак.

Например, две пары генов определяют различия в цвете кожи человека (семья М. Джексона); рост человека определяется 10 парами генов (чем больше доминантных генов в генотипе, тем ниже человек).

Чей рост больше? Ответ поясните.

ссСсссССсс… и ССссСсСсСс…

Вопросы для класса:

1. Определить цвет кожи (фенотип) по генотипу. Ответ поясните.

а) ААвв, АаВВ, ааВв;

2. Чья кожа темнее. Ответ поясните.

б) ААВВ, АаВв, ааВв, аавв;

в) ААвв, АаВв, ааВВ (вопрос с подвохом).

Схема «Взаимодействие генов»

Ген 2 Ген 2

Взаимодействие генов ↓

↓ Ген 1→ один признак

аллельных неаллельных

Ген 3 Ген 3

1.Полное доминирование 1.Полимерия (однозначное действие генов)

2.Неполное доминирование 2.Комплементарное взаимодействие генов -

3.КОдоминирование – совместное участие для развития нового признака необходимо обеих доминантных аллелей в определении одновременное присутствие двух

признака (4 группа крови – АВ) в доминантных неаллельных генов.

гетерозиготе. 3.Эпистаз – подавление действия одного

гена другим, неаллельным (доминантным

или рецессивным).

Множественное действие генов.

→ Ген 1 → признак

Один ген → Ген 2 → признак

→ Ген 3 → признак

ФЕНОТИП = ГЕНОТИП + СРЕДА

Конечно, типов взаимодействия генов больше, чем мы рассмотрели сегодня на уроке. Смело можно прибавить ещё как минимум два: комплементарное взаимодействие генов и эпистаз. Но это подробно вы будете проходить в старших классах. Обобщённую схему, отражающую суть взаимодействия генов, вы видите справа вверху. Поясните ее (несколько генов – аллельных и неаллельных – определяют развитие какого-то одного признака организма).

III . Множественное действие генов:

А теперь ещё об одном любопытном явлении в генетике – множественном действии генов. Начнем с примера.

У человека есть ген, который определяет рыжую окраску волос. Этот же ген обусловливает ещё два признака. Попробуйте их назвать (более светлая окраска кожи и веснушки).

В данном случае один и тот же ген может влиять на формирование целого ряда признаков организма, что характерно для большинства генов (продукты транскрипции любого гена могут быть использованы в различных переплетающихся друг с другом процессах развития и роста).

Подписываем в схеме «Множественное действие генов» конкретный пример с рыжими волосами, светлой кожей и веснушками.

Аллельные гены- располагаются в разных хромосомах и отвечают за один и тот же признак. Наследование аллельных генов идет независимо друг от друга (как цвет и форма семян гороха)

4. Закрепление изученного материала

Открываем надпись на доске: «Ген определяет развитие признака»

Знакомая формулировка. Как бы вы отнеслись к этому выражению сейчас? Лично мне оно кажется достаточно условным. Подтвердите или опровергните его (выслушать несколько мнений учащихся).

Отношения между генами и проявлением признака гораздо сложнее, чем это кажется на первый взгляд. Они зависят от расположения генов в хромосоме и от их поведения в мутациях, от взаимосочетания аллельных и неаллельных генов и, наконец, от воздействия окружающей среды (об этом мы ещё будем говорить на последующих уроках). Например, в темноте клубень картофеля не образует хлорофилл, несмотря на наличие соответствующих генов. Однако стоит вынести клубень картофеля на свет, и гены проявят себя. И последнее. Посмотрите на схему «Фенотип = генотип + среда». Как вы ее понимаете?

Верно. Фенотип, то есть проявление признака – это результат взаимодействия генотипа, то есть совокупности всех генов организма и окружающей среды (данной, конкретной, возможно меняющейся). Генотип в разнообразных условиях способен реализовываться различным образом, что повышает шансы организма на выживание.

6. Домашнее задание

§ 22; составить и решить генетическую задачу на наследование группы крови в своей семье

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: